Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
27 февраля 2014, 14:02
 Ирина Маликова 2214

Бойцы невидимого фронта

Реанимацию можно сравнить с передовой на фронте, где все сотрудники отделения работают на победу.

  • Ирина Маликова

Никто из нас не застрахован от экстренных случаев, когда может потребоваться оперативная медицинская помощь. Слово «реанимация» вызывает у большинства людей подсознательный страх, ведь мы прекрасно понимаем, что это отделение больницы – последний бастион в борьбе за жизнь пациента. Дальше, как говорится, вечность. Реанимацию можно сравнить с передовой на фронте, где все сотрудники отделения работают на победу.

Династия Хомяковых

Ни одну серьёзную операцию невозможно представить без участия анестезиолога-реаниматолога. Как сегодня невозможно представить то время, когда операции проводились без анестезии. В 1846 году американский врач Томас Мортон впервые применил анестезию, с той поры в медицине появилась эта специализация. Кстати, на памятнике первооткрывателю наркоза так и написано: «До него хирургия во все времена была агонией».

«У нас сложная и невероятно ответственная работа. От анестезиологов-реаниматологов требуется повышенная стрессоустойчивость, мы должны молниеносно принимать решения, успеть за минуты просчитать возможные варианты и выбрать единственно верный, – говорит заведующий отделением анестезиологии и реанимации № 1 областной клинической больницы святителя Иоасафа Сергей Хомяков. – А ещё это интересная и бурно развивающаяся, особенно в последние годы, профессия. Высокотехнологичная медицина невозможна без современных технологий в области реанимации и анестезиологии. Множество аппаратуры – дыхательной, наркозной, системы мониторинга – требует высокой квалификации».

Профессия нужная и важная, но, к сожалению, малопривлекательная для выпускников вузов. Сегодня ощущается огромный дефицит специалистов в этой отрасли медицины. Страшно даже подумать, что произойдёт, если вдруг в нужный момент рядом с хирургами не окажется анестезиолога.

Сергей Хомяков выбрал профессию осознанно, пошёл по стопам своего отца Владимира Хомякова, который работает в областной клинической больнице почти 40 лет. Династия врачей Хомяковых началась с деда Владимира Сергеевича, который в годы Великой Отечественной войны оперировал советских бойцов в госпитале, расположенном на территории Белгорода. Мечтала стать врачом и мама Владимира Хомякова, Елена Алексеевна, – в 1941 году она поступила в Курский медицинский институт, но началась война, вуз эвакуировали в Казахстан, а Елена с родными пережила эвакуацию в Узбекистане. Учиться ей не довелось, зато сын Владимир окончил Курский медицинский институт. В годы учёбы встретил здесь свою вторую половинку. Наталья Хомякова – врач-гастроэнтеролог, 25 лет проработала в гастроэнтерологическом отделении областной больницы. Сейчас она начальник отдела экспертизы качества оказания медицинской помощи в областном фонде ОМС.

Дети Владимира и Натальи Хомяковых пошли по стопам родителей и тоже стали врачами. Сын Сергей в 33 года заведует отделением, успешно защитил кандидатскую диссертацию. Дочь Анна – врач отделения лучевой диагностики.

Сын – за отца, отец – за сына

К слову сказать, у Хомяковых сложилась такая традиция: все члены семьи по мужской линии носят имена Владимир и Сергей. Вот и внук Хомякова-старшего является его полным тёзкой.

– Он тоже будет врачом? – задаю вопрос Сергею Владимировичу.

– Не знаю, пока он ещё маленький. Жена у меня не врач, так что, возможно, наш ребёнок выберет другой путь. Для меня не было другой профессии, кроме профессии врача. Я с детства знал, куда пойду учиться. В девятом классе перевёлся в лицей-интернат, который работал с БелГУ, я учился в классе с углублённым изучением химии и биологии, – рассказывает Сергей Владимирович.

Он окончил школу с золотой медалью, причём был единственным «золотым» выпускником школы в том году. В Белгородский госуниверситет поступил без экзаменов, сначала на химико-биологический факультет. Потом, после сдачи экзамена по биологии, его приняли на только что открывшийся медицинский факультет.

С третьего курса Сергей работал в отделении реанимации у своего отца. Владимир Сергеевич сам, будучи студентом Курского института, тоже подрабатывал медбратом в больнице и набирался опыта. Хомяковы уверены, чтобы стать настоящим врачом, надо пройти все этапы в профессии.

«Я очень рад, что мне пришлось пройти этот путь: здесь я научился и за больными ухаживать, и сестринские манипуляции делать. Сейчас медицинские сёстры иногда с улыбкой вспоминают: «А помнишь, мы учили тебя ставить клизму?» Главное, что уже на этапе учёбы пришло понимание предназначения врача, когда клятва Гиппократа воспринимается не как слова, а как смысл профессии», – говорит он.

Как на передовой

Реанимацию можно сравнить с передовой на фронте, где все сотрудники отделения работают на победу. А победа – это спасённая жизнь. Анестезиологи-реаниматологи каждый день вступают в неравную схватку со смертью. Простых случаев в реанимации не бывает. Сюда поступают с травмами после дорожно-транспортных происшествий, с тяжёлыми отравлениями, инфарктами, с любой патологией, если развилось осложнение, нарушились жизненно важные функции организма. Бывает, что операции длятся по 12 часов. Спасая человека, приходится делать одновременно несколько операций.

Один такой случай вспомнил Владимир Хомяков:

«В результате ДТП пострадал мужчина средних лет. Его привезли к нам в состоянии клинической смерти. Сложность ситуации заключалась в том, что у него были множественные переломы рук и ног, черепно-мозговая травма и тупая травма живота. В операции участвовали несколько специалистов. После реанимации он ещё перенёс несколько операций, в которых я принимал участие. Почему этот случай запомнился, хотя таких историй за мою практику было множество? Больной выжил и выписался домой. Видя, как он уходил сам, я вспомнил, в каком состоянии его привезли, – грубо говоря, это был мешок с костями. Мы спасли его, вернули его к жизни. Не хотелось бы говорить высоким стилем, но в такие минуты действительно испытываешь удовлетворение и гордость за профессию».

Работа анестезиологов-реаниматологов сопряжена с ежедневным стрессом. Сергей Хомяков сожалеет, что эта специальность, которая во всём мире считается элитной, в нашей стране малопривлекательна, хотя все прекрасно понимают, что без анестезиологов-реаниматологов в медицине не обойтись.

«Каждый спасённый пациент является для нас стимулом для дальнейшей работы. Это одновременно и способ борьбы с эмоциональным выгоранием, и компенсация за нашу физическую усталость, за полуторасуточные дежурства и работу, которую приходится выполнять иногда и без выходных», – признаётся Сергей Владимирович.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×