Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 ноября 2018, 18:20
 Беседовал Вадим Кумейко 4731

Илья Бер: Напряжение – это то, что держит зрителей у экрана

Как на телевидении готовят и снимают игры для эрудитов

Илья Бер: Напряжение – это то, что держит зрителей у экрана Илья Бер. Фото Владимира Юрченко
  • Беседовал Вадим Кумейко
  • Статья

Илью Бера хорошо знают любители интеллектуальных игр: капитан команды «КСЕП», ставшей в 2014 году чемпионом мира по спортивной версии «Что? Где? Когда?», в прошлом – редактор «Своей игры» на НТВ, а сегодня – главред программы «Кто хочет стать миллионером?». Белгород Илья посетил с лекцией «Журналистские фейки и фейлы. Откуда они берутся» и заодно пообщался с корреспондентом «БелПрессы».

Всё по‑честному

— Илья, расскажите, кто пишет вопросы для программы «Кто хочет стать миллионером?»?

— Над вопросами работает редакторская группа из семи человек. Это опытные редакторы, с которыми я много лет работаю над разными проектами, связанными с интеллектуальными играми, в том числе и на телевидении. Непосредственно вопросы у нас пишут четверо, включая меня. Один из редакторов отвечает только за проверку фактов в вопросах. Есть в нашей команде и корректор, который следит, чтобы вопросы звучали правильно с точки зрения русского языка. Также вопросы смотрит главный продюсер, он же – гендиректор компании «Красный квадрат», которая занимается производством телеигры.

— Каким должен быть вопрос на 3 млн рублей? Есть ли у вас какой‑то критерий для определения сложности: например, никто из редакторской группы не может дать верный ответ?

— На самом деле вполне подходящий критерий. Но не единственный. Универсального, стопроцентного правила, конечно, нет. Вопрос на 3 млн действительно должен выглядеть очень сложным. Мы стараемся подбирать эти вопросы так, чтобы этой информации не было в программе какого‑нибудь образовательного курса, в популярной литературе. При этом мы работаем с реальными фактами – мы их не выдумываем, поэтому всегда есть вероятность, что человек мог где‑то с ними встретиться. Наша работа заключается в том, чтобы эта вероятность была как можно ниже.

При этом вопрос должен быть интересен и понятен как игрокам, так и зрителям. Конечно, можно спрашивать какие‑нибудь формулы из органической химии, но это будет неинтересно. Есть иллюзия, что писать вопросы для «Кто хочет стать миллионером?» просто. Казалось бы, что сложного? Спрашиваешь всё, что угодно, и предлагаешь четыре варианта ответов. На самом деле это не так. Те, кто смотрит программу, хорошо знают, что 15 вопросов можно играть и полчаса, и 40 минут, а иногда и всё эфирное время. Это значит, что каждый вопрос должен содержать в себе потенциал для обсуждения между игроками и ведущим, для каких‑то воспоминаний, ассоциаций. Если всего этого нет, то вопрос не годится. А чтобы отличить хороший вопрос от плохого до того, как его сыграют в эфире, нужен некоторый опыт.

 

В 2014 году команда Ильи стала чемпионом мира по спортивной версии «Что? Где? Когда?».
В 2014 году команда Ильи стала чемпионом мира по спортивной версии «Что? Где? Когда?».
Фото из личного архива

— Одни игроки справляются с вопросами легко, другие сыплются даже на лёгких заданиях. Всегда ли всё честно на экране? Никому из игроков не подсказывают правильные ответы, чтобы сделать передачу более зрелищной?

— Как и любая телевизионная игра, «Кто хочет стать миллионером?» – это в первую очередь телешоу. Мы никому из игроков ответы на вопросы заранее не сообщаем и никакие сценарии их поведения перед камерой не проговариваем. Это та принципиальная позиция, с которой моя редакторская группа приходила на Первый канал. У нас была встреча с гендиректором канала Константином Эрнстом, во время которой я объяснил, что мы готовы работать только так. Причём, помимо соображений чисто этических, есть ещё один важный момент: я твёрдо убеждён (и весь мой телевизионный опыт это подтверждает), что никакой, даже самый гениальный, актёр не сможет сыграть напряжённый мыслительный процесс. Когда игрок заранее знает ответы на вопросы, это видно опытным людям. А неопытные просто не чувствуют напряжения. А напряжение – это то, что держит зрителей у экрана. Я не могу доказать это научно, но я в это как минимум верю. И руководство канала такой подход одобрило. Эти принципы никогда не нарушались.

Игра для звёзд

— С 2014 года постоянными участниками игры стали звёзды кино, эстрады и телевидения. Сегодня нет системы отбора, при которой любой желающий мог пройти телефонное тестирование и стать участником телеигры, как это было раньше. Почему так вышло?

— На самом деле звёзды играли и раньше, правда, появлялись в эфире нечасто, по праздникам. Затем соотношение игроков, отобранных для участия в «Миллионере», изменилось, и звёзд стало примерно поровну. А сегодня, как вы верно заметили, играют только звёзды. Причина кроется исключительно в телевизионных рейтингах. Причём я не был согласен с таким решением тогда, не согласен с ним и сейчас. Сравнение рейтингов программ со звёздами и незвёздами говорит о том, что разница незначительная – 1–1,5 %. Мне кажется, эти цифры не стоили того, чтобы так менять состав участников. Но эти решения принимаю не я. Пока планов возвращения к формату с участниками-незвёздами, насколько мне известно, нет.

Бывают случаи, когда в виде исключения у нас играют обычные люди – и я всегда этому очень рад. Например, недавно у нас играл Руслан Салимгареев – выпускник московской школы № 179, который набрал 400 баллов ЕГЭ по четырём дисциплинам. В начале сентября он вместе со своим учителем участвовал в программе «Кто хочет стать миллионером?», и мне эта игра очень понравилась. И рейтинг, кстати, у этого выпуска оказался хорошим.

— Кто из игроков-звёзд удивил вас своей эрудицией?

— Начнём с того, что по одной игре нельзя делать вывод об эрудиции человека. На ответы игрока может повлиять что угодно: настроение было не то, звёзды не так сошлись, человек оказался не готов к предложенному формату размышлений. Меня в хорошем смысле удивили два человека, от которых я не ожидал такой прыти, – это Иван Ургант и Иван Охлобыстин. И хотя моё личное отношение к этим людям, мягко говоря, очень разное, но когда они играли, это было очень интересно.

 

Фото Владимира Юрченко

Опора на индивидуальные знания

— В некоторых вопросах телеигры «Кто хочет стать миллионером?», особенно на начальных уровнях, бывают достаточно забавные варианты ответов. В редакторской группе есть отдельный человек, который отвечает за юмор?

— У нас нет как такового разделения, каждый редактор пишет вопросы для разных уровней. В какой‑то момент гендиректор сказал, что у нас подвыдохлось чувство юмора, и предложил взять в редакторскую группу кавээнщика, благо, Первый канал давал нам такую возможность. Мы попробовали. Парень на самом деле старался, написал свои предложения, но сотрудничества не получилось: либо так, как он написал, в программе уже когда‑то шутили, либо предложенный вариант был не очень корректен. Так показалось и нам, и генеральному продюсеру, который в итоге решил от такого подхода отказаться. Наверное, наше чувство юмора за это время отдохнуло, и дальше всё пошло нормально.

— Сколько времени уходит на съёмки телепрограммы?

— Съёмки «Миллионера» проходят раз в два – два с половиной месяца. За два съёмочных дня мы снимаем десять программ.

— Анатолий Вассерман, приезжавший в Белгород на один из фестивалей науки, говорил, что для ответа на хороший вопрос в «Что? Где? Когда?» необходимо знать школьную программу по основным дисциплинам и немного разбираться в музыке и кино. Чем отличаются вопросы для ЧГК и «Миллионера»?

— «Кто хочет стать миллионером?» – это викторина, а «Что? Где? Когда?» – нет. Хотя на уровнях со стоимостью от 100 тыс. рублей и выше мы также стараемся закладывать в вопрос элемент логических рассуждений и каких‑то ассоциативных связей. Но это всё равно очень сильно отличается от «Что? Где? Когда?», где принципиально другое – умение раскрутить вопрос, опираясь на общеизвестные факты, найти нетривиальное решение. Поэтому я согласен с тем, что сказал Вассерман. Добавлю лишь, что в ЧГК важна ещё и командная работа. В «Миллионере», где сейчас играют пары, это тоже есть, но в меньшей степени – всё‑таки в основном опора идёт на индивидуальные знания.

— В силу специфики работы через вас проходит огромный массив информации. Бывали случаи, когда какие‑то факты или знания пригодились в жизни?

— Конечно, так происходит постоянно. Эти факты просто пополняют твой багаж знаний, и, когда ты этим багажом пользуешься, люди вокруг считают, что ты очень много знаешь. Этим ты повышаешь свою капитализацию, причём речь идёт не о деньгах, а скорее, о репутации эрудированного человека.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×