Доходы растут, но медленно
20 сентября Константина Полежаева вновь избрали мэром Белгорода на новый пятилетний срок. 32 из 37 присутствовавших депутатов одобрили его кандидатуру. Ещё перед финальным голосованием градоначальник выступил с традиционной для мэрских выборов программой развития города на ближайшую пятилетку.
Состоит она из семи разделов, посвящённых экономике, IT-отрасли, благоустройству, дорожно-транспортной сети, здравоохранению, образованию и культуре.
Указав, что экономика города в целом стабильна, Полежаев в то же время посетовал на снижение инвестиционной активности, маленький рост реальных доходов белгородцев и проблемы с работой у молодых специалистов. Он анонсировал открытие в Белгороде двух промпарков на площадке цементного завода и завода «Ритм» и превращение вузов в градообразующие предприятия.
Для развития информационно-технологической сферы администрация города предлагает вузам вместе с IT-компаниями организовать в школах профильные классы. С 2019 года они ежегодно должны выпускать по 150 человек.
Для безопасности горожан и гостей в рамках проекта «Умный город» в общественных местах Белгорода появятся интеллектуальные системы распознавания лиц. Администрация хочет растиражировать эту систему как можно в больших местах:
«Максимально безопасным город станет, если этот механизм будет внедрён и в местах проживания: в подъездах, в домах, во дворах», – подчеркнул мэр.
Долгожданные дороги
Прежняя программа по ремонту дворов продолжится: на пятилетний срок запланирован ремонт 92 территорий. Кроме того, Полежаев анонсировал программу реновации центра города. Сюда попадут центральный парк, рекреационные зоны на ул. 50-летия Белгородской области, Свято-Троицком бульваре, между проспектом Славы и Соборной площадью, в парке Победы за худмузеем. Документация отправлена в Минстрой.
Мэр назвал проблемой и инфраструктуру в 19 массивах индивидуальной застройки. Многие дома в частном секторе городе построены в 1960–70-е, и в этих районах нет игровых и спортивных площадок, других объектов социнфраструктуры. Градоначальник пообещал построить здесь не менее 40 подобных объектов.
Кроме того, город наконец‑то начнёт разработку проектно-сметной документации для единой системы ливневой канализации.
Внушительный блок программы мэр посвятил транспортной проблеме. Он пообещал с 2019 по 2024 год капитально отремонтировать 182 км дорог и построить новые. Наконец‑то появится дорога от ул. Молодёжной к бульвару Юности, а также от микрорайона Новый-2 к ул. Костюкова. Кроме того, на пересечении улиц Чичерина и Сумская должна появиться двухуровневая развязка. Аналогичное сооружение построят и у скульптуры каменотёса, на пересечении ул. Студенческая и Калинина.
Главная проблема
Говоря об общественном транспорте, Полежаев напомнил, что, несмотря на то что на 80 % обновили автобусный парк и создали единую диспетчерскую службу, горожане по‑прежнему критикуют систему.
«Главная проблема, на которую указывают люди, – качество и регулярность перевозок, загруженность центральных улиц», – отметил мэр.
Он пообещал в ближайший год запустить новую маршрутную сеть, а также автоматизированную систему диспетчерского управления автобусами. Кроме того, завершить обновление автопарка и перевести все автобусы на безналичку.
Говоря о культурном блоке, Константин Полежаев анонсировал открытие до 2024 года в Белгороде муниципального Театра юного зрителя. Параметры этого проекта мэр пока не уточнил.
Три слагаемых успеха
После того как новоизбранный мэр произнёс клятву, слово взял губернатор и назвал три условия успешного управления городом.
«Надо чётко представлять образ, цель. Каким должен быть Белгород образца 2030-го, 2050-го года? Он должен быть абсолютно современным, конкурентоспособным, соответствовать мировым стандартами, ничем не отличаться в условиях жизни от самых современных городов мира», – заявил Евгений Савченко.
С целью, по мнению главы региона, у Константина Полежаева всё в порядке.
Вторым условием Евгений Савченко назвал квалифицированную команду.
«Есть сегодня команда? Ну, я бы сказал, что здесь есть над чем поработать», – заметил глава региона и пообещал помочь мэру с кадрами.
Третьим условием успеха губернатор назвал ресурсы. Отсутствие хотя бы одного из этих условий, по мнению Евгения Степановича, всегда приводит к беспорядочной, хаотичной работе. Пример такой хаотичности он нашёл в градостроительстве:
«Отсутствие чёткого, понятного градостроительного плана ведёт к хаотичной застройке. Было такое в Белгороде? Конечно, было, а кое‑где и продолжается, когда градостроительная политика определяется строителями и чиновниками».
Он объяснил, что чиновники ради поддержки строительного комплекса позволили возводить в Белгороде многоэтажки, которые не украшают город. При этом ошибки в градостроении Савченко назвал самими страшными, так как на их устранение придётся потратить десятки лет. Определять градостроительный вектор, по мнению губернатора, должно гражданское общество вместе с архитекторами.
«Надоело обсуждать»
Среди крупнейших проектов, которые предстоит сделать в Белгороде, Евгений Савченко назвал вынос газопровода. Проект стоит около 5 млрд рублей, региональные власти намерены сделать это в ближайший год.
Проблему общественного транспорта губернатор назвал притчей во языцех.
«Мне уже надоело её обсуждать. У меня уже несколько мозолей на языке. Но эту проблему надо решать Белгороду. Никто другой её не будет решать. Никакой частник и никто бы то ни было. Городу нужен современный городской транспорт, удобный, красивый, который не вызывает никаких нареканий», – заявил Савченко, призвав брать пример с Москвы.
Во время своего общения с депутатами Константин Полежаев рассказал, что городу, по его мнению, нужно избавляться от троллейбусов. На замену ветхого оборудования нужно 4 млрд рублей (не считая самих троллейбусов). У города таких денег нет, а если и найти, то проект не окупится. Евгений Савченко же предложил мэрии экспериментировать с альтернативным транспортом, приведя в пример закупку электробусов в столице.
Больница на всех
В самом Белгороде в ближайшее время школы строить уже не будут – их активно будут возводить в пригороде, откуда родители вынуждены возить сейчас детей. А двусменное обучение и в Белгороде, и в Белгородском районе должны ликвидировать за 2–3 года.
Главным проектом в здравоохранении станет создание единой больницы скорой помощи. Она принадлежит региону, поэтому область инвестировала в неё 2 млрд рублей за последние два года. В 2019 году в терапевтический корпус предстоит вложить ещё 300 млн рублей.
Евгений Савченко заявил, что существующая в мире модель создания больниц скорой помощи предполагает обслуживание 1,5 млн человек – примерно столько живёт в Белгородской области. На первом этапе медучреждение будет обслуживать лишь западную часть региона, а затем сможет и всю область, считает губернатор.
Город притока мозгов
Губернатор сообщил и важную новость о судьбе арены «Белогорье», строительство которой на ул. Щорса заморозили из‑за проблем с финансированием. По его словам, работы возобновятся в 2019 году. Цена вопроса – 4 млрд рублей. Сроки строительства Савченко оценил в 2–2,5 года.
«У нас есть полное понимание с федеральным бюджетом и с инвесторами», – подчеркнул он.
А городских депутатов глава региона призвал запустить вместе с предпринимателями проект по реконструкции 21 школьного стадиона, которые пребывают в плачевном состоянии. По его словам, такой проект поддержит моду на здоровый образ жизни и избавит город от дефицита спортсооружений.
В финале речи Евгений Савченко вновь призвал команду мэрии сделать Белгород городом, в котором будет благоприятная обстановка для творчества и откуда не будут уезжать молодые люди.
«Нужно всё сделать, чтобы утечки мозгов не было, а был приток мозгов», – заключил глава региона.