Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 августа 2018, 09:24
 Алексей Севриков 3726

Досужие помыслы. Как белгородцы предпочитают проводить свободное время

Выпускник БелГУ, социолог Дмитрий Погорельцев под руководством профессора университета Сергея Лебедева провёл исследование для проекта «Социологическое краеведение»

Досужие помыслы. Как белгородцы предпочитают проводить свободное время Фото Владимира Юрченко
  • Алексей Севриков
  • Статья

Работа даёт представление о том, как белгородцы воспринимают городское пространство, где любят отдыхать и чего ждут от культурных событий.

«БелПресса» изучила аналитический отчёт и сделала пять наблюдений.

1. Не просто отдыхаем

Среднестатистический белгородец не тюлень, релаксировать – так с пользой. Когда горожане планируют отдых, то в первую очередь хотят интересно провести время (30,7 %) и только во вторую – собственно отдохнуть (25,2 %). Если к показателям интересного времяпрепровождения добавить процент жаждущих приобрести новые знания и приобщиться к искусству, получится больше половины опрошенных. то есть тех, для кого важна именно содержательная часть досуга.

 

«Что для вас определяет выбор способа отдыха в свободное время?», %

Желание интересно провести время

30,7

Желание отдохнуть и развлечься, поднять настроение

25,2

Желание провести время с семьёй, друзьями

22,3

Желание приобрести новые знания

11,3

Желание приобщиться к искусству, получить эстетическое наслаждение

10,0

 

Это работает и в обратную сторону: на культурно-образовательные мероприятия каждый третий (30,3 %) ходит просто отдохнуть. Статистически эта цель оказалась даже важнее, чем развить творческий потенциал, повысить культурный уровень (22 %). Значит — делают вывод социологи — «между рекреационными и социализирующими практиками в сознании городского сообщества не существует чётких границ».

 

Фото Владимира Юрченко

 

«Если вы отправитесь на культурно-образовательное мероприятие, то с какой целью?», %

Получить новые впечатления

40,5

Просто отдохнуть

30,3

Развить свой творческий потенциал, повысить культурный уровень

22,0

Улучшить настроение

21,0

Возможность пообщаться с людьми или провести время со своим кругом знакомых

17,3

Познакомиться с новыми людьми

11,1

Попробовать продвинутый способ досуга

9,9

 

2. Читаем и созерцаем

Среди конкретных видов отдыха самый популярный – чтение книг (38,2 %), далее идут посещение концертов, театров, выставок, фестивалей (28,7 %) и экскурсии (25,7 %). Всё это разновидности активно-созерцательного отдыха. А вот активность физическая, как ни странно, не массовое явление: занятия спортом, экстрим, рыбалка, охота в среднем набрали около 9 %. Они даже уступили почти 4 % пассивно-восстановительному отдыху (домашний просмотр фильмов, беседа, лечебно-санаторный отдых и др.).

Одной из главных неожиданностей для исследовательской группы стали показатели популярности библиотек – 51,4 % респондентов отметили, что посещают их чаще других культурно-образовательных учреждений. Это почти столько же, сколько музеи и филармония, вместе взятые (52,1 %).

 

«Какие культурно-образовательные учреждения вы чаще всего посещаете в Белгороде?», %

Библиотеки

51,4

Театры

35,5

Музеи

28,6

Филармония

23,5

Дворцы культуры

17,9

Коммерческие образовательные пространства («Контакт», «Лофт» и т. д.)

7,3

Школы иностранных языков

2,2

 

Фото Вадима Заблоцкого

3. Гуляем

Если брать не учреждения, а зоны отдыха в целом, то с отрывом лидируют парки (54,3 %) и другие места под открытым небом в центре города. Кинотеатры и торгово-развлекательные центры для белгородцев привлекательнее ресторанов, кафе и танцевальных клубов. 16 % ответили, что предпочитают проводить свободное время в Интернете, вариант спортивные залы, площадки набрал на полпроцента меньше.

 

«Где Вы предпочитаете проводить свободное время?», %

Парки (Победы, им. В. И. Ленина, им. Ю. А. Гагарина, Пикник-парк, зоопарк, ботанический сад)

54,3

Соборная площадь, набережная Везёлки, белгородский Арбат и др. пешеходные зоны

33,6

Кинотеатры

30,1

Торгово-развлекательные центры

20,5

Интернет

16,0

Спортивные залы, площадки

15,4

Рестораны, кафе

11,0

Танцевальные клубы

5,4

 

Исследователи подчёркивают, что 11,9 % респондентов являются фанатами рекреационных зон, то есть посещают парки, площади, торгово-развлекательные центры каждый день. 32,7 % делают это раз в неделю и чаще, 36,9 % – несколько раз в месяц.

«Это говорит об определённой потребности людей в регулярной психологической и физической разгрузке», – говорится в отчёте.

4. Тянемся к высокому

Потребность есть, но получается ли разгрузиться? Большинство (55,5 %) считает скорее да, чем нет: в Белгороде развита среда для полноценного отдыха, при этом её можно было бы улучшить. Однако каждый пятый (18,4 %) говорит «скорее нет, чем да, рекреационную среду необходимо существенно развить».

Одну половину (52,3 %) количество культурных учреждений устраивает, вторая (47,5 %) убеждена, что их в Белгороде не хватает. Почти 68 % считают, что в Белгороде хорошо организовывают досуговые мероприятия. Крайние оценки набрали 16,7 % (отлично) и 13,4 % (неудовлетворительно). Социологи предполагают, что это вызвано районным контрастом, когда в одной части города есть всё, что нужно, а в другой нет почти ничего.

Топ-3 хотелок белгородцев – это планетарий (45,8 %), центры технического творчества (29,2 %), опера (20,4 %).

«Эти объекты связаны с научно-познавательным и культурно-образовательным направлением, что в очередной раз доказывает нам выраженную ориентацию местных жителей на высокие познания культуры», – отмечают авторы.

Ориентация в самом деле выраженная: три четверти опрошенных (74,6 %) хотят посещать культурно-образовательные мероприятия чаще. Почему не посещают или посещают редко? Не хватает свободного времени (48,2 %), финансовые трудности (31,1 %).

Когда времени и денег хватает, белгородская душа стремится прежде всего на фестиваль, спектакль или историческую реконструкцию. Эти форматы вызывают у горожан наибольший интерес. 

 

«Какие направления культурно-образовательной активности вы предпочитаете?», %

Фестивали

37,2

Театральные постановки

34,9

Исторические реконструкции

27,9

Флешмобы

17,3

Культурно-образовательные акции (диктанты, викторины и т. д.)

17,3

Тренинги

11,4

 

Фото Вадима Заблоцкого

5. Возвращаемся к истокам

Музей-диорама (40,7 %), памятник князю Владимиру (29,8 %), Соборная площадь (22,7 %) – это первая тройка ответов на вопрос «С чем у вас ассоциируется Белгород в первую очередь?».

«Культурно-исторические объекты являются фундаментальными символами в коллективном сознании белгородского сообщества», – комментируют исследователи.

В то же время, по мнению респондентов, для того чтобы быть белгородцем, достаточно родиться в Белгороде (29,7 %), а также любить Белгород (23,7 %). Вариант «знать историю города, его культуру» оценён в более скромные 15,9 %. Горожане сами признают, что знакомы с ней плохо (у ответа «недостаточно» самый большой процент — 38,2 %) и чувствуют потребность в ликбезе. Особенно интересна опрошенным (41 %) тема основания города (1596 год), история его начала, тогда как о событиях Великой Отечественной подробнее хотят знать 20,4 %.

На просьбу охарактеризовать Белгород в двух-трёх словах 35,2 % ответили предсказуемыми «город первого салюта». Но любопытно, что два следующих ответа — «чистый город» и «зелёный город» — дали в сумме 38,7 %.

«Таким образом, — делают вывод социологи, — в сознании городского сообщества экологические ценности по уровню значимости фактически сравнялись с военно-исторической памятью города». 



Справка. В исследовании «Брендинг локальной идентичности в социализирующих и рекреационных практиках городского сообщества» использовалось три социологических метода: экспертное интервью, массовый анкетный опрос, фокус-группы. Участие в нём принимали респонденты, постоянно проживающие на территории города. Методом анкетирования, результаты которого частично представлены в публикации, было опрошено 600 человек. Они в равном количестве были поделены в соответствии с полом, возрастом и уровнем образования. Исследование провёл Центр социологических исследований НИУ «БелГУ» (директор – профессор Инна Шаповалова).


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×