Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 февраля 2014, 17:10
 Екатерина Шаронова 10703

Реплика Большой императорской короны Российской империи – в Белгороде

До 3 марта шедевр будут экспонировать в Белгородском государственном художественном музее

Реплика Большой императорской короны Российской империи – в Белгороде Фото Наталии Козловой
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

Реплика Большой императорской короны Российской империи – свидетельство того, что отечественное ювелирное искусство находится на ведущих мировых позициях. С 2012-го, когда её впервые представили в Москве, она путешествует по российским городам. Преодолев путь от Южно-Сахалинска до Калининграда, наконец прибыла в наш.

Изящная и лёгкая

Оригинал короны достаточно изящный и лёгкий, несмотря на то что в ней больше 5 000 камней. Что собой представляет главный символ власти российских монархов и важнейшая из императорских регалий – Большая императорской короны Российской империи? Две ажурные серебряные полусферы, символизирующие единение Запада и Востока, осыпаны индийскими разновеликими бриллиантами.

Крупные белые и розовые, они ритмично чередуются в нижней части венца. Здесь же – ветвь лавра, символ славы. Завершённость композиции придают матовые жемчужины, чьё сияние приглушает ослепительное бриллиантовое сверкание. И только одному цветовому пятну здесь есть место – благородной тёмно-красной шпинели, исключительной чистоты и прозрачности и своеобразной восточной огранки (камень только немного подшлифован из-за неровностей поверхности и желания сохранить её неправильные внешние очертания – прим. ред.).

Вторая по размеру в мире и одна из семи исторических камней, хранящихся в Алмазном фонде, она размещена под бриллиантовым крестом. И прибыла на Русскую землю из Пекина в 1676-м.

Почти 250 лет назад

Этот роскошный атрибут власти в рекордно короткие сроки – за два месяца – сотворили лучшие ювелиры и их подмастерья Российской империи. Эскиз и ажурный каркас создал придворный мастер Георг-Фридрих Экарт. Камни подобрал бриллиантовых дел мастер – швейцарец Жереми (Иеремия) Позье. И сочетал так, что обнаружил их красоту, успешно нашёл переходы от одного цвета к другому, мастерски использовал завораживающее мерцание жемчуга.

Первая императрица, которую короновали ею, – Екатерина II. Собственно, для коронации именно этой монаршей особы она и была создана в 1762-м. Последним же российским императором, на кого её возлагали, стал Николай II.

В хаосе войн и революций первой половины XX века многие драгоценности Бриллиантовой комнаты (именно в ней наши государи с петровской эпохи хранили свои сокровища – прим. ред.), а среди них и Большая императорская корона, были утрачены. Сначала её перевезли в Оружейную палату Московского Кремля. И в 1922-м она поступила на хранение в Гохран.

Через два года большевики продали за рубеж восемь крупных камней из неё. Их выдрали из короны и в качестве залога за денежный заём передали министру финансов Ирландской Республики. В 1949 он умер, его мать обнаружила камни и отдала в Национальный банк Ирландии. Банк в свою очередь решил устроить аукцион по продаже бриллиантов, но помешали два обстоятельства – не было документов на них и они понимали, что, скорее всего, в их руках – драгоценности российских императоров. А после Второй мировой войны Советская армия считалась самой мощной. В 1950-м начались тайные переговоры с властями Советского Союза, и камни за те же деньги вернулись на родину.

Кстати, есть версия, что фильм в 1971-м «Корона Российской империи, или Неуловимые мстители» сняли, чтобы пресечь распространившиеся слухи о продаже царских сокровищ за границу. Последнюю реставрацию короны провели в 1984-м. 454 часа ею занимались главный художник Владимир Ситников, ювелиры Виктор Николаев и Геннадий Алексахин.

Сейчас Большая императорская корона Российской империи хранится в Алмазном фонде России. Её состояние очень хрупкое.

Реплика превзошла

Чтобы досконально изучить оригинал, организаторы и воплотители беспрецедентного ювелирного проекта по созданию его реплики официально обращались к руководству нашей страны. Им ответили согласием. Спустя полгода – а именно столько занял невероятно трудоёмкий процесс – Большая императорская корона Российской империи обрела своего двойника.

Спустя 250 лет уникальный шедевр повторили смоленские мастера. 60 человек под руководством Леонида Баньковского трудились неустанно, сменяя друг друга. Интересная деталь: создатели подсчитали, сколько бы времени понадобилось, если бы над ним трудился один человек, – 10 лет!

8 ноября 2012-го во всём великолепии смоленскую версию представили в столице. Когда же её экспонировали в Эрмитаже, то директор одного из ведущих музеев России Михаил Пиотровский был восхищён этим произведением искусства и оценил его даже выше, чем оригинал.

Реплика, не копия

«Мы не стремились создать копию. Отличия достаточно значительные. Алмазообрабатывающей отрасли в XVIII веке в России просто не существовало. Как не было, разумеется, и современных технологических возможностей. Каждый камень в смоленской версии закреплён отдельно. Здесь больше 15 тысяч лазерных пайек, для чего приобрели специальный лазер. И современное дизайнерское решение декорирования каркаса», – объясняет официальный представитель проекта Алексей Стрельцов.

Первое, что бросается в глаза, смоленскую версию венчает камень рубиново-красного цвета – рубеллит (384 карата), а не шпинель (398,72 карата), как московскую. Отличие и в том, что для основы реплики использовали белое нерадированное золото 585-й пробы, а не серебро (тогда с ним легче было работать). Масса реплики – 2 312 граммов, оригинал весит чуть меньше – 1 993,8. Высота воссозданной короны с крестом составляет – 35 см, оригинала – 27,5. При этом длина нижней окружности – 63 см, у оригинала – 64. Смоленская версия уступает ему и на одну жемчужину – 74.

К слову, в реплике использовали австралийский морской жемчуг. В отличие от московской короны это единственный не отечественный материал. Но превышает по количеству бриллиантов – более 11 тысяч общим весом 1 928 карат. А в оригинале – почти 5 тысяч общим весом 2 858 карат.

В екатерининские времена корону оценили в 2 млн рублей – сумма астрономическая. В наши дни – в 8 млрд рублей. Любопытно, сколько же стоит смоленская версия?

«Страховая стоимость реплики – 100 млн долларов», – отвечает Алексей Владимирович.

Уникальная возможность

«Нам бы хотелось, чтобы смоленская версия оказалась в одном из ведущих музеев России, – комментирует Стрельцов. – Предложения поступали от частных коллекционеров, но сейчас корону мы экспонируем в городах России. Ведь в отличие от оригинала, который запрещён к вывозу не только из Москвы, но и с территории Кремля, реплика может свободно перемещаться по территории России».

Конечно, не всё так просто. И перевозка – очень сложный процесс. Есть определённые страховые обязательства. Но огромное количество людей получили уникальную возможность увидеть своими глазами, как выглядела Большая императорская корона, оригинал которой никогда не покидал пределов Санкт-Петербурга и Москвы.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×