Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 февраля 2018, 09:40
 Записала Елена Мирошниченко 6184

Всё обо всех знаю. Какими тайнами владеет сисадмин

«Белгородские известия» продолжают серию откровений белгородцев о своей работе

Всё обо всех знаю. Какими тайнами владеет сисадмин Иллюстрация Дмитрия Исаева
  • Записала Елена Мирошниченко
  • Статья

Системный администратор – о том, почему решил стать программистом, как делит коллег на группы и отчего считает себя на работе царём.

Не от мира сего

«Когда в конце 1980-х оканчивал школу, все мои одноклассники хотели получить права в учебно-производственном комбинате. Я же был какой‑то не от мира сего и пошёл на программиста. Это сейчас модная специальность, а в те времена мало кто понимал, что это за штука такая – персональный компьютер. Когда своим детям рассказываю, что в университете, который я окончил, вычислительная машина занимала четырёхкомнатную квартиру, они вообще не могут понять, о чём идёт речь. Да и многие взрослые тоже.

Раньше среди системных администраторов было немало «отмороженных» ребят, недаром про них ходили анекдоты. Сейчас они выглядят иначе: щуплых очкариков сменили накачанные спортсмены, которым не плевать, во что они одеты.

Люблю свою работу за то, что меня никто не может контролировать. По одной простой причине: я сам всех контролирую.

Легко могу узнать, чем занимается любой сотрудник, какие программы он запускает, на какие страницы заходит, что пишет друзьям. Для этого есть программное обеспечение. Но мне это ни к чему. Раньше я по просьбе руководства отключал доступ к определённым сайтам. Нет у сотрудников «Одноклассников», «ВКонтакте» – и производительность труда резко увеличивается. Сейчас, когда почти у каждого в руках смартфон, над этими отключениями народ только посмеётся.

Хотя есть программа, которую я могу поставить на любой смартфон, и иметь доступ к нему. Записывать все смс, разговоры, включать-выключать камеру, микрофон. А его владелец даже не будет подозревать о том, что происходит».

 

Фото pixabay.com

До белого каления

«В молодости тебя жутко раздражают сотрудники, которым постоянно показываешь, что надо делать с компьютером, а до них всё не доходит. Если системному администратору за 30, его в принципе уже ничего раздражать не может, такие просьбы – обыденность. Сидит, например, такой системный администратор, на носу очки, а ему говорят: «Пётр Николаевич, вы нам 150 тысяч раз объясняли, а мы так ничего не запомнили». Он про себя думает: «Нет, вас даже тупыми назвать нельзя», – и голосом мудрого старца обречённо говорит: «Пойдёмте, молодые люди, я вам ещё раз расскажу».

Всех пользователей, которые обращаются за помощью, я делю по возрасту.

Те, кому от 18 до 26, как правило, не справляются с простейшими действиями: запустить программу, сканировать документы. Они всё что угодно делают на андроидах, но, столкнувшись с компом, прибегают в истерике: «У меня не работает принтер, не могу распечатать текст». Предложение зайти в сетевое окружение вызывает у них ступор, хотя в телефоне они легко справляются с любым приложением.

Те, кому от 26 до 35, делятся на две группы. Первая – торопыги, они стараются всё сделать быстро. Сидит такая суетливая девушка за медленным компом и думает: «Я мыслю быстро, значит, и компьютер должен». И со словами «что же ты не запускаешься» начинает щёлкать мышкой. Пока у неё десять вордовских документов откроется – полчаса пройдёт, хорошо, если машина не зависнет. Так ты либо не торопись, либо иди к директору и скажи: «Купите мне хороший компьютер».

Вторая группа – бояки, которые паникуют, что вдруг не то нажмут. И начинают названивать, мол, кнопочку хочу нажать, но не знаю, что будет. Вежливо подсказываешь, а в ответ: «Ой, боюсь, приходите и покажите сами».

Если сотрудникам 35–45, считай, тебе повезло. Они всё уже знают, а не знают, так за тобой запишут, и если проблема – с экрана скриншот снимут.

Среди тех, кому от 45 до 60, есть уникальные люди – легко обучаемые, я их очень люблю.

Как правило, это те, кто работал с большим количеством потоковой информации: бухгалтеры, инженеры-сметчики. Они в своё время со счётами идеально справлялись, за компьютером стали работать поздно, но у них ещё та закалка. Запишут за тобой каждую галочку, будут заставлять тебя показывать снова и снова, доведут до белого каления, но в один прекрасный день скажут: «Всё понятно». И перестанут ходить к тебе вообще».

Без авралов

«Работал с опытной бухгалтершей. Когда‑то на севере она вела большие предприятия, хорошо владела компом, но по привычке делала записи в конторских книгах. «Рукописи не горят», – говорила она мне. И она права: комп может в любую минуту слететь, а в конторских книгах всё как было, так и останется.

В конце каждой недели я занимаюсь резервным копированием информации, чтобы в случае чего её можно было восстановить. В начале моей работы случалось и такое. Сбрасываю на жёсткий диск, хотя, конечно, знаю, что в облаке ничего не потеряется. Но какой‑то червячок сомнения гложет, думаю: вы можете обещать что угодно, но лучше я на диск перепишу.

Многие считают системных администраторов ленивыми работниками: хорошо им, не бегают, не суетятся, авралов нет. Так вот и радуйтесь, что их нет: значит, всё отлажено, как часы, за это нас и ценят.

Сейчас можно поставить хорошую защиту от вирусов, но, если браузер сообщает, что сайт не внушает доверия – лучше поверить ему. Не стоит открывать незнакомые письма: кликнете – и запустите самораспаковывающийся архив, после чего заблокируются компьютеры всей сети. Было у меня такое в практике, причём тем личностям, что прислали подозрительное письмо, а затем выслали мне данные раскодировки, я заплатил 5 000 рублей из собственного кармана. Не я открыл это письмо, но не углядел, а ответственность за информационную безопасность лежит на системном администраторе».

 

Фото shutterstock.com

Включите пылесос

«Зная, кем я работаю, многие обращаются с просьбой отремонтировать домашний компьютер или технику своих знакомых. Бывает, приезжаешь, а там до банального просто. Либо выключена кнопка на блоке питания, либо – большей тупости я от народа не видел – забыли воткнуть вилку в розетку. Но мне‑то что, за вызов всё равно им приходится платить.

Ещё одна глупая причина – элементарная грязь. Чтобы всё заработало, надо убрать пыль, скопившуюся в системнике, а для этого его надо разобрать и пропылесосить. Пыль не диэлектрик, но, если влажность повысилась, она может вызывать короткое замыкание и большие сбои.

Моя зарплата среднестатистическая, меня устраивает, так как есть подработки. Замечательно, если организация, в которой ты работаешь, делает крупные закупки техники. По документам всё продают без скидок, а на самом деле они есть. Разницу забираешь себе. Раньше я занимался тем, что скупал подержанные запчасти, собирал из них системные блоки и продавал по хорошей цене. Сейчас выгоднее заниматься созданием электронного бизнеса под ключ. За последний год я продал несколько сайтов. Один из них – продажа печей из чугуна, сайт пошёл на ура.

Когда этим занимаюсь? Конечно же, на работе. Кто знает, что я конкретно делаю, сидя за монитором? На работе я царь и бог, потому что полностью владею ситуацией, – практически заместитель директора. Так что лучше со мной не ругаться и не трогать по пустякам».


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×