Иностранный – это моё
Родилась Евгения на Украине, в небольшом посёлке Урало-Кавказ Луганской области. Когда после школы встал вопрос о продолжении учёбы, переехала в Корочу к бабушке и в 1998 году поступила в БелГУ.
«Ещё в восьмом классе я решила, что буду преподавать иностранный язык, это моё», – рассказывает собеседница.
Уже на пятом курсе Евгения начала трудиться в Стрелецкой школе, но спустя два года сменила работу.
«Мне очень нравилось в школе, там всё хорошо, только зарплата маленькая. Думала, если будет у меня богатый муж, то обязательно сюда вернусь, – смеётся Евгения. – Скучала по детям, мне не хватало тех эмоций, которые я получала, работая с ними».
В 2010 году её желание сбылось – она вернулась к работе учителя.
«Я перешла в Дубовскую школу. Первое время плакала, не знала, как прожить на эти деньги. Постепенно начало всё выравниваться, добавили часы. Сейчас я не жалуюсь, у меня большая нагрузка. Если ты много работаешь, то есть возможность хорошо зарабатывать и в школе».
Волонтёрство
В 2012 году Евгения впервые подала заявку на участие в Олимпийских играх в Сочи в качестве волонтёра – и прошла. Работала волонтёром на олимпийском объекте для фигурного катания и соревнований по шорт-треку.
«Рассаживали людей, помогали на входе, направляли на улице, – вспоминает учительница. – В Сочи я больше общалась с иностранными волонтёрами, чем с гостями».
После возвращения педагога ждали выставки, встречи, проекты, посвящённые волонтёрской деятельности. А в 2015 году вместе с коллегами она открыла корпус волонтёров Дубовской школы. В прошлом году Евгения подавала заявку на чемпионат мира по футболу и Кубок конфедераций. И уже успела поработать в службе протокола на Кубке.
«Сопровождали гостей, в том числе делегацию ФИФА, следили за порядком в зоне рассадки, – вспоминает педагог. – В отличие от Олимпиады в Сочи, здесь было больше общения с гостями, чем с волонтёрами. У нас была только одна мексиканка, в основном все волонтёры русские – из Сочи и Краснодара».
На XIX Всемирный фестиваль молодёжи и студентов Евгения не заявлялась – волонтёрство не должно мешать работе, а она в начале октября только вернётся с всероссийского этапа конкурса «Учитель года – 2017».
Личная тройка
Дубовская школа уже несколько лет подряд становится призёром районного этапа конкурса «Учитель года». Несмотря на волнение, Евгения проходила один этап за другим:
«Ночью готовилась к конкурсу, а утром шла на работу. У меня была хорошая поддержка коллег. Это как в футболе на Кубке конфедераций. Если один выйдет, то он просто пинает мяч, а с командой – это уже футбол. Так и у меня: я пинаю мяч, а остальные прикрывают, помогают, пасуют. Я им очень за это благодарна».
Преподаватель проводит уроки в технике рационально-эмоционального обучения. Смысл в том, что, если задействовать оба полушария головного мозга учеников (каждое из которых отвечает, как считается, за разный тип мышления), дети лучше запоминают, а уроки проходят интереснее. Это же она пыталась показать на конкурсе.
«После областного этапа у меня были высокие баллы, я понимала, что буду в тройке, но не хотела продолжать, – говорит Евгения Сингатуллина. – Опять слёзы, брошенный сын. Пока была занята конкурсом, у него пошли плохие оценки, впервые по географии принёс тройку в четверти. Для меня это был шок. Это моя личная тройка».
Тогда учительница изменила тактику, решив превратить участие в конкурсе в удовольствие. Главное – чтобы было интересно и весело:
«Когда расслабилась и начала всё делать для себя, в какой‑то момент даже забыла, что меня оценивают. Это не столько соревнования между учителями, сколько с самим собой, испытание тебя и твоих навыков. Например, до этого я не умела создавать сайт, но научилась за несколько ночей».
В октябре Евгению ждут три конкурсные недели и открытые уроки в одной из сочинских школ, а объявят лучшего учителя года в Москве.
«Буду настраиваться на позитив, работать в удовольствие, но делать максимум. Думаю, что войду в топ-15», – надеется педагог.
Путешествовать на зарплату учителя
А ещё Евгения Сингатуллина любит активный отдых, много путешествует.
«Все меня спрашивают, как я на зарплату учителя езжу в разные страны. Я не трачусь на жильё, а через систему каучсёрфинга (сервис поиска бесплатного ночлега для путешественников – прим. ред.) нахожу людей, которые меня могут приютить на день-два», – поделилась она секретом.
Последним её местом отдыха стала Индия. Один из единомышленников по отдыху решил отпраздновать день рождения в Дели, собрав друзей со всего мира. В их число попала и Евгения. Она уже побывала в Нью-Йорке, Сиэтле, а больше всего белгородке понравился город Блуменау в Бразилии, основанный немецкими колонистами. Следующим пунктом будет Китай.
«Чем больше путешествуешь, тем больше нравится Белгород, – признаётся педагог. – Меня всё время тянет назад. Детям рассказываю: надо много путешествовать, чтобы сказать, как круто мы живём в Белгороде».
В свободное от работы время Евгения предпочитает не лежать на диване. Два раза в неделю катается на коньках, не пропускает ни одной игры волейбольного клуба «Белогорье». Много времени отнимает волонтёрство, почти каждые выходные мероприятия.
Сейчас Евгения планирует поехать на чемпионат мира по футболу. А на днях её пригласили на Средиземноморские игры – мультиспортивные соревнования, в которых принимают участие сборные стран этого региона.
Любыми шагами вперёд
— Что главное в профессии учителя?
— Главное – разумное сочетание любви к детям и к своему предмету. Изменение в любую сторону сказывается на качестве. Также важны профессионализм, постоянный рост, учитель должен постоянно развиваться. Любыми шагами нужно двигаться вперёд и добросовестно выполнять свою работу, чтобы за неё не было стыдно.
— Какими качествами должен обладать человек, чтобы стать учителем?
— Быть любознательным и современным плюс любить детей. В профессии учителя очень важен педагогический такт. Нельзя оскорбить или унизить ребёнка. Я не приемлю лицемерия в любой профессии, человек должен прямо говорить, что думает, а потом решать, что с этим делать.
— Как успокоить непоседу?
— Ученики, которые пытаются выделиться на уроке, хотят самореализации. Надо просто это правильно перевернуть. Если вижу, что ребёнок себя вызывающе ведёт, то переключаю его на внеурочные мероприятия, тогда на уроках у него не будет на это времени. Найти подход можно к любому ребёнку. У меня есть такой мальчик, в прошлом году я поехала с ним на турслёт. Оказалось, он такой милый ребёнок – мы пришли к взаимопониманию. Детям не хватает внимания: начинаешь их любить, по‑хорошему с ними разговаривать – и оказывается, что он хороший ребёнок.
— Чего учитель никогда не должен делать?
— Я никогда не выношу на следующий урок конфликты прошлого. Если с кем‑то повздорила, обиделась, то после звонка для меня этой ситуации не было никогда. Тогда все конфликты сходят на нет. Главное – помнить, что плохой ученик не значит плохой человек. Столько отличников не здороваются со мной в маршрутке, сидя рядом, и много детей, которым трудно даётся язык, но это душевные, порядочные люди.
5 советов начинающим учителям
- Не бойтесь. Нам не всегда достаются лёгкие классы. Не опускайте руки, если возникли проблемы с дисциплиной. Многое поначалу будет не получаться. Молодёжь думает: я всё знаю, всё умею, диплом защитил, практику прошёл. Но это не так. Мне до сих пор кажется, что я чего‑то не знаю.
- Требуйте. Настойчиво повторяйте свои требования, не случайно говорят, что капля камень точит. На уроке должна быть дисциплина. Лучше потратить один урок на работу с дисциплиной, но потом год нормально работать.
- Общайтесь с опытными коллегами. Если в коллективе есть такой учитель, то это бесценный опыт. Мне повезло, у меня была такая коллега. Однажды мы ехали вместе домой, я слушала, как она поступает в той или иной ситуации, и удивлялась, как сама до этого не додумалась. Из общения с ней я почерпнула больше, чем за годы в институте.
- Не делайте поспешных выводов о профессии. Молодёжь пугается большого объёма документации, которая сразу на них наваливается. На самом деле всё это нарабатывается с опытом, документы каждый год повторяются, и со временем всё делается быстрее, легче.
- Получайте удовольствие от работы. Если можно перевести работу в удовольствие, то становится легче. Да, в работе учителя есть негативные моменты, но они есть в любой профессии. Если смотреть с позитивной стороны, то все проблемы – это не нервы, а опыт.