Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
06 апреля 2017, 16:17
 Анна Бессонова 2900

Живописец из Валуек. Александр Игнатьев прославил далёкую Киргизию и основал в родном городе Музей изобразительных искусств

Живописец из Валуек. Александр Игнатьев прославил далёкую Киргизию и основал в родном городе Музей изобразительных искусств
  • Анна Бессонова

Александр Илларионович Игнатьев родился 28 марта 1906 года в Валуйках, в то время относящихся к Воронежской губернии, в семье кустаря-кровельщика. Рисовать он начал, как и большинство детей, рано.

«Всё, что меня окружало дома или в мастерской отца – будь то горшки, чугуны, сковородки, рогачи, самовар или молотки, наковальня, горн, – я старался зарисовать в своей тетради», – вспоминал потом Александр Илларионович.

Началась Первая мировая война, и мальчишка стал изображать пушки, стреляющие по немцам, штыковые атаки, кавалерию, казаков с пиками.

На твёрдые ноги

После школы неодолимая тяга к творчеству привела юношу в Воронежский художественно-педагогический техникум, который он окончил в 1930 году. В том же году Александра Игнатьева направили в далёкую азиатскую Киргизию поднимать там искусство молодой республики.

Ещё в 1920-е годы Игнатьеву довелось видеть и слышать Владимира Маяковского, поэзия которого поразила будущего художника. Он оформлял в городе Фрунзе рабочие клубы, изобразительным путём пропагандировал идеи пятилеток, участвовал в ликвидации безграмотности и организации специальных театров-маскарадов.

Много сил Игнатьев отдал объединению художников Киргизии в творческий Союз, который в 1934 году возглавил будущий народный художник СССР, лауреат двух сталинских премий Семён Чуйков. «Так мы, первые художники Киргизии, становились постепенно на твёрдые ноги», – пояснял Александр Илларионович, став заместителем Чуйкова и общественным директором Киргизской картинной галереи (сейчас Кыргызский национальный музей изобразительных искусств имени Гапара Айтиева).

Символ счастья

За долгие годы творческой деятельности наш земляк создал множество образов, посвящённых жизни Киргизии. Например, в «Весне в горах Тянь-Шаня» он очень тонко передал весеннее пробуждение природы в суровых горах.

Тяжёлые свинцовые облака, плывущие медленно по небу, написанные в холодных тонах, точно воспроизвели наступление весны в горах. А фигура женщины, сидящей на бричке, спокойно пасущиеся лошади на зелёной травке и цепи синих гор вдали – всё это создало общее настроение прихода ранней весны.

Кстати, на многих картинах художника изображены лошади. «В их изображении вижу символ киргизского пейзажа, – объяснял Александр Илларионович. – А белый конь у народа – символ счастья».

Игнатьев вообще умел мастерски передавать состояние природы. Увидеть это можно на его картинах «Перед дождём», «После дождя», «Утро на джайлоо», «Взошла луна» и других.

Семья Игнатьевых
Семья Игнатьевых

Нарын перекрыт

Валуйчанина запомнили не только как певца горной природы, но и как автора индустриальных полотен. Тема активного воздействия человека на природу отразилась в серии произведений, посвящённых строительству крупнейшей в Средней Азии высокогорной Токтогульской гидроэлектростанции. Это, в частности, картины «Висят мосты над Нарыном», «Скалолазы», «Нарын перекрыт», «Вечер в посёлке Каракуль».

Игнатьев побывал на стройке несколько раз, соз­дав своеобразную летопись из этюдов и композиционных полотен. Его интересовала сама строительная площадка, гудящая от техники, серая от пыли взорванной породы и бетона. Стремясь передать изобразительными средствами масштаб стройки, художник акцентировал внимание на грандиозности отвесных скал с узкой полосой реки.

Наряду с лирическими и индустриальными пейзажами Игнатьев создавал и жанровые картины. В таких произведениях, как «Возвращение с полевых работ», «В Чон-Кемине наступила зима» художник передал поэтический образ Киргизии.

Подарил родному городу

Не забывал Игнатьев и небольшой древний городок в глубине российского Черно­земья, который стал для живописца очень дорог ещё в раннем детстве. В 1970-х годах Игнатьев вернулся в Валуйки убелённым сединой народным художником Киргизии, лауреатом Государственной премии Киргизской ССР имени Токтогула (высшая награда, которую присуждали два раза в год деятелям искусства).

Делом жизни художника стало создание в Валуйках художественного музея (сейчас Валуйский историко-художественный музей, филиал Белгородского художественного музея). Благодаря усилиям Игнатьева музей открыли 8 февраля 1964 года. Основой картинной галереи стали 80 произведений живописи и графики, из которых 30 принадлежали кисти самого мастера, и 20 скульптурных изображений.

Затем Александр Илларионович бросил клич художественному братству – помочь сформировать экспозицию. После этого со всех концов страны в Валуйки стали присылать картины, в том числе повидавшие международные выставки, за подписью известных художников.

Четверть века Александр Илларионович собирал коллекцию произведений, привлёк к этому коллег из Киргизии, Таджикистана, Прибалтики, Армении и Москвы. Все картины он подарил родному городу. Многие полотна, запечатлевшие историю и живописную природу валуйского края, художник написал специально для музея.

Более ста работ

Умер художник 12 марта 1999 года, а в 2011 году в Валуйках возле музея установили памятник его создателю. Сейчас в музее уже более 800 экс­понатов, и художники всё ещё присылают новые картины. Также в фондах произведения живописи, переданные в дар после международных пленэров.

Сам Александр Илларионович за период своей творческой деятельности написал более ста работ, которые находятся в 14 музеях России и бывших республик СССР, в том числе в Комсомольске-на-Амуре, Кемерово, Москве, Львове, Ташкенте, Санкт-Петербурге, Старом Осколе, Белгороде и Валуйках. Есть его работы и в Третьяковской галерее.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×