Там меня сначала успокоили тем, что лёгкая ложь насчёт учёбы свойственна подавляющему большинству подростков, а потом помогли подключиться к электронному дневнику, где, в отличие от его бумажного собрата, и высветилась вся правда об учёбе моего отпрыска. Оказывается, учителя болеют, уезжают учиться и страдают забывчивостью крайне редко. Благодаря электронному дневнику во второй четверти мой семиклассник опять вышел в крепкие хорошисты.
Всё по Интернету
Сегодня в Белгородской области 545 школ перешли на автоматизированную систему управления образовательным процессом.
«Электронный дневник – это часть системы обучения с использованием информационных и электронных технологий. Он делает всю систему образования более прозрачной», – говорит директор белгородского регионального центра оценки качества образования Сергей Батаев.
Внешне электронный дневник выглядит на мониторе почти так же, как и его бумажный собрат.
«Но он значительно расширяет возможности учащихся и их родителей, – говорит Сергей Батаев. – Использование дневника просто, удобно и доступно любому желающему. Ученики и их родители получают оперативную информацию о расписании, оценках, домашних заданиях. А электронная документация по успеваемости, посещаемости, выполнению учебной программы объединяет данные, необходимые для статистической и аналитической отчётности».
Зайдя на школьный портал, вы увидите несколько разделов. В «Классах» можно узнать расписание уроков, какой преподаватель их ведёт, а также учебные планы. В разделе «Образовательный процесс» – всё о необходимых учебниках, рабочих программах и дополнительных материалах. Самый популярный раздел – образовательный, здесь находится дневник с текущими оценками и заданиями и табель, который, кроме того, что показывает оценки за все четверти, высчитывает текущий средний балл по предмету, так что вы можете сразу узнать, какая оценка намечается у вашего отпрыска. Кроме того, на сайте есть портфолио, в котором отражаются заслуги ученика, и возможность вести внутреннюю переписку. Нет времени идти в школу – напишите учителю.
Человеческий фактор
Родители учащихся школ с электронной документацией вздохнули с облегчением, учёба ребёнка под их постоянным контролем.
«Мало того, классный руководитель сына, а он учится в начальной школе, прописывает в электронный дневник задания на неделю вперёд. Для меня это удобно, я знаю объём изучаемого материала, а если ребёнок заболел, могу некоторые темы пройти с ним и вперёд», – рассказывает мама двух учеников Гостищевской средней школы Екатерина Моисеенко.
Но что волнует Екатерину? Если у девятилетнего Матвея один учитель, который успевает и оценки проставить, и задания написать, то у одиннадцатилетней Даши – по всем предметам учителя разные.
«И если учитель не успел заполнить электронные документы в школе, где гарантия, что дома у него нет проблем с компьютером?» – волнуется Екатерина.
Хорошая идея с электронным дневником натыкается на человеческий фактор. Если один преподаватель выставляет оценки, когда урок ещё не закончился, то другой «копит» их в своём блокноте, и родители узнают о них тогда, когда тема была упущена.
«Мой сын «забыл» мне сказать, что было задано выучить стихотворение, а проконтролировать я его не могла, так как записи в электронном дневнике учителя литературы не было. Когда я пришла в школу на родительское собрание и спросила, почему учитель не пишет задания вовремя, услышала раздражённый ответ, что она и так загружена до предела, – рассказывает Елена Николаева, сын которой учится в одной из белгородских школ. – И про подобных учителей я слышу от многих своих знакомых».
Что же делать в такой ситуации?
Работать по‑новому
«Текущую и итоговую успеваемость, посещаемость должен выставлять учитель-предметник. Сведения об обучающихся, листок здоровья, сводная ведомость учёта посещаемости, сведения по посещению кружков и секций – за классным руководителем, – прокомментировали обязанности учителей в «Виртуальной школе» в областном департаменте народного образования».
Сегодня в каждой школе есть специалист, который следит, чтобы электронная документация работала без проблем. Он поможет «непродвинутым» родителям разобраться, как выйти через Интернет к личной странице в школе, он же следит за тем, чтобы все записи в учебном заведении делались вовремя. Поэтому, если вы с запозданием видите оценки и задания по какому‑то предмету, – сообщите об этом в ваше учебное заведение.
В ближайшем будущем все школы Белгорода, Старого Оскола, Борисовского, Губкинского, Ивнянского, Корочанского, Новооскольского, Ракитянского, Яковлевского районов перейдут на электронный документооборот.
Областной департамент образования совместно с белгородским институтом регулярно проводит региональные семинары по внедрению виртуальной школы на базе школ. Последний прошёл в Строителе месяц назад, собрал педагогов, заместителей директоров школ, представителей муниципальных управлений образования.
Как всё знать?
Если ваше учебное заведение входит в виртуальную школу, а вы по‑прежнему стараетесь узнать всю правду из привычного дневника, привыкайте жить по‑новому. Надо получить от классного руководителя логин и пароль, которые надо ввести на страничке https://www.vsopen.ru.
«Моя дочь несла мне логин и пароль практически полгода, и я понимаю почему, не всех детей радует, что они ещё не успели выйти из класса, а их оценки уже видят родители, – улыбается Ольга Максакова. – Но потом в школе мне объяснили, что если я зарегистрирована на портале госуслуг, то могу оформить вход и с помощью СНИЛСа. Всё это крайне просто и делается в течение нескольких минут».
Для этого надо иметь доступ к возможностям Единого портала госуслуг. Чтобы получать государственные и муниципальные услуги в электронном виде, надо зарегистрироваться в Единой системе идентификации и аутентификации (ЕСИА), а для этого прийти в МФЦ с минимальным пакетом документов.
«Благодаря отказу от бумажных дневников мы не только обеспечим рост пользователей услуг в электронном виде в сфере образования, но и добьёмся их оперативности, освободим учителей и классных руководителей от необходимости создания первичных отчётов, а сводные отчёты будут формироваться уже в автоматическом режиме, – говорит Сергей Батаев. – Это пилотный проект, и при его внедрении, естественно, будут и шероховатости, но то, что за виртуальной школой будущее – не сомневается никто».