Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
13 декабря 2016, 12:51
 2659

Директор Третьяковки Зельфира Трегулова: Традиционные музеи обречены на угасание

Директор Третьяковки Зельфира Трегулова: Традиционные музеи обречены на угасание Зельфира Трегулова выступает в БГИИК. Фото пресс-службы ОЭМК
  • Новость

Выдержки из выступления директора Государственной Третьяковской галереи перед белгородскими музейщиками и студентами института искусств и культуры.

Зельфира Исмаиловна посетила Белгород, открывая 5 декабря в художественном музее выставку «От реализма к импрессионизму» из фондов Государственной Третьяковской галереи.

За последние 20–30 лет мир кардинально изменился. Тот традиционный музейный мир, который иногда напоминал башню из слоновой кости, невозвратно ушёл в прошлое. Музеи, которые пытаются сохранять этот формат, к сожалению, обречены на угасание. Изменения связаны с появлением в жизни каждого из нас виртуальной реальности, цифровых технологий, самых совершенных систем и способов воспроизведения того, что хранится в музеях. Какое‑то время назад были серьёзные опасения, связанные с тем, что виртуальный мир захлестнёт мир реальных музеев и в музеи никто не будет ходить. На самом деле сегодня мы видим обратное.

Радикально изменилась наша публика, наш зритель. В большинстве своём это люди, которые с самого раннего детства привыкли пользоваться новыми информационными технологиями и новыми способами получения информации. Это действительно меняет восприятие каждого человека. Люди стали жить в гораздо более высоком темпе. У них нет возможности долго готовиться к походам в музей: читать экспликации, слушать длинные и иногда, на их взгляд, скучные экскурсии. Нам всем надо действительно выработать правильный формат и правильный язык общения с сегодняшним зрителем.

До последнего времени нашим главным соперником во времяпрепровождении были торговые центры, куда люди ходили по субботам. Но сейчас во всём мире наблюдается отток людей оттуда и приток их в музеи.

Представители Третьяковки Маргарита Чижмак и Зельфира Трегулова в Белгородском художественном музее.
Представители Третьяковки Маргарита Чижмак и Зельфира Трегулова в Белгородском художественном музее.
Фото пресс-службы ОЭМК

Никто не снимает с музея его главной функции: сохранять, изучать, публиковать, реставрировать. Но сегодня реальный поворот к зрителю – один из самых важных моментов, который может обеспечивать успешное развитие музея. Музеи начинают играть принципиальную и более важную роль, чем та, что они играли десятилетия назад. Для того чтобы музеи жили, существовали и развивались, чтобы туда приходили люди, надо искать новый формат, новый язык, новую форму подачи самых серьёзных исследований.

Нельзя ограничиться только постоянной экспозицией или выставкой, где просто на стены зала равномерно развешаны полотна. Люди обращаются в некоторое место, которое воздействует на зрителя комплексно. Им нужно впечатление, нужен образ. Они требуют интенсивной и активной подачи материала.

Работая с аудиторией, работая с публикой, мы стремимся как‑то усовершенствовать свои общественные пространства. Например, на Крымском Валу мы преобразовали всю входную зону, открыли, наконец, там магазин, кафе, открыли огромный двор. Этот вестибюль становится местом проведения интересных событий, перформансов, дискуссий. Мы, наверное, первый крупный музей страны, который с 5 марта этого года стал на системной основе показывать кинофильмы на плёнке. Делаем то, что могут сделать только кинотеатры «Иллюзион» и «Пионер» и Дом кино, в Москве более ни у кого такого оборудования нет. Мы проводим литературные чтения, где очень известные исполнители – Вениамин Смехов, Александр Филиппенко и другие – читают прозу, звучит джаз, музыка Прокофьева, Шнитке. И это заставляет людей проводить у нас много времени.

Мы делаем специальные проморолики к готовящимся экспозициям. Начали с выставки Серова, ролик сделали, без преувеличения, буквально на коленке, но он в первые две недели получил 1,5 млн просмотров. И то, что на выставку работ Серова пришло 485 тыс. человек – помимо того, что это была невероятная экспозиция, представившая одного из великолепнейших русских художников, отдавшая, наконец, должное ему после огромной посмертной ретроспективы 1914 года, – показало, что все те формы, которые мы нащупывали, искали, пытаясь привлечь людей, сработали.

Видео с официального канала Третьяковской галереи

 

Успех надо планировать, продумывать его от начала до конца.

В 2014 году Государственную Третьяковскую галерею посетило 1,4 млн человек. Планируемая посещаемость к концу 2016 года – 2,4 млн. Не каждый год происходят выставки картин Серова и Айвазовского, но мы рассчитываем, что этот задел останется, чтобы наработать новую публику и вернуть ту, что перестала ходить, – и двигаться дальше.

Нас обвиняют в искусственном создании очередей в музей. Конечно, это не так. Люди стоят в очереди не потому, что это модно. Люди стоят, потому что они знают, что, попав в музей, соприкоснутся с чем‑то невероятным, что подарит им эмоции, впечатления и позволит держаться дальше на плаву.

Записала Оксана Придворева


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×