О доходах и имуществе своей семьи в Белгородской области отчитываются 3 468 государственных и муниципальных служащих. С июня в 18 органах власти проанализировали эти сведения – и в 11 структурах обнаружили 44 нарушения при представлении сведений о доходах и 31 конфликт интересов. Теперь их проверяют по специальному распоряжению губернатора.
— Дмитрий Сергеевич, в чём заключается работа вашего управления?
— Основные направления нашей работы по профилактике определяет Федеральный закон № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». В соответствии с этим законом наша деятельность подразделяется на несколько направлений. Назову несколько из них.
Первое – это антикоррупционное просвещение. Мы постоянно проводим разъяснительную работу с государственными, гражданскими и муниципальными служащими. Рассказываем им об основных ограничениях, запретах и требованиях к служебному поведению, об ответственности, наступающей за их нарушение.
Второе – антикоррупционная экспертиза. Проводят её как сами органы власти и правовое управление администрации губернатора, так и независимые эксперты, аккредитованные министерством юстиции. На стадии подготовки нормативно-правовых актов их детально разбирают и анализируют, чтобы исключить положения, которые создают условия для проявления коррупции: с неопределёнными, трудновыполнимыми, обременительными требованиями к гражданам и организациям.
Третье направление – контроль за соблюдением ограничений, запретов, требований к служебному поведению, установленных для тех, кто поступает на госслужбу, а также для государственных гражданских и муниципальных служащих.
Сюда же входит выявление и урегулирование конфликта интересов – ситуаций, в которых служащий, используя свои полномочия, может получить выгоду как для себя самого, так и для тех, кто связан с ним родственными, имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
А ещё управление собирает сведения о доходах, имуществе и расходах служащих, их супругов, несовершеннолетних детей за отчётный прошедший год.
— У всех ли чиновников проверяют доходы?
— Нет. Есть перечень должностей с особым коррупционным риском. Чиновники, работающие на таких коррупционногенных должностях, и отчитываются, сколько денег получили, приобретали ли дорогостоящее имущество, превышающее три годовых дохода семьи. Предоставляют сведения, какое имущество есть в собственности: квартиры, дома, гаражи, транспортные средства, сколько денежных средств находится на счетах, есть ли акции и доли в бизнесе и так далее.
— Были ли случаи, когда предоставленная информация о доходах не соответствовала действительности? И что делают в таких случаях?
— Такие случаи имеют место быть постоянно. Их выявляют как сами служащие, так и сотрудники кадровых подразделений, на которых возложены полномочия по профилактике коррупции. Выявляются такие факты и в ходе мероприятий, проводимых управлением по профилактике коррупционных и иных правонарушений.
В большинстве своём нарушения возникают из‑за обычной человеческой невнимательности. Бывают ситуации, когда приобрели дорогостоящее имущество, недвижимость к примеру, а источник доходов, за счёт которых сделана покупка, не указан. При проверке выяснялось, что был взят кредит либо заём.
Но если чиновник не может объяснить, откуда взялось имущество, и не может отчитаться о доходах, информация сразу же передаётся в правоохранительные органы. Если не указал из‑за невнимательности, принимается решение о проверке и впоследствии – о привлечении к дисциплинарной ответственности. Даже 10 тыс. рублей на счёте, не указанные в справке о доходах, могут стать поводом для проверки.
— И кто выносит такое решение и вообще проводит проверки?
— Решение принимает представитель нанимателя или руководитель чиновника. Проверку поручают либо подразделению по профилактике коррупционных правонарушений, либо кадровому подразделению. Результаты рассматривает комиссия по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Этот коллегиальный орган возглавляет первый заместитель руководителя, например департамента. Комиссия сформирована так, чтобы были представители каждого подразделения: юридической и кадровой службы, профсоюза и независимые эксперты.
Такая же структура есть для контроля руководящего аппарата – это комиссия по координации работы по противодействию коррупции в Белгородской области. Возглавляет её губернатор Евгений Савченко. В состав входят не только представители органов государственной власти, но и правоохранительные органы, и законодатели, и представители общественности. Этот орган может инициировать обсуждение вопросов, связанных с наиболее коррупционными сферами деятельности органов власти, принять решения, обязательные для исполнения всеми чиновниками.