Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
24 ноября 2016, 10:59
 Оксана Придворева 3944

Валерий Баринов: Мы часто проходим мимо любви

Актёры Валерий Баринов и Ольга Кабо стали гостями второго дня V Шереметевских музыкальных ассамблей

Валерий Баринов: Мы часто проходим мимо любви Фото Владимира Юрченко
  • Оксана Придворева
  • Статья

Два изящных белых кресла, два бокала на столе очерчены в иссиня-чёрном полусвете. Стремительно появившись на сцене, Она (заслуженная артистка России Ольга Кабо) бросает немного резко: «Ты не становишься воспоминаньем...» Ей отвечает Он – народный артист России Валерий Баринов: «Снова выплыли годы из мрака...»

А далее нас ждёт полуторачасовой эмоциональный диалог мужчины и женщины в стихах и прозе – о превратностях взаимоотношений между мужчиной и женщиной, муках и тёплых воспоминаниях былой любви.

«…Мы до сих пор ведём наш сокровенный разговор»

Два года назад Валерий Баринов приезжал в Белгород на III Шереметевские музыкальные ассамблеи. На концерте-закрытии фестиваля симфонический оркестр филармонии (дирижировал Дмитрий Филатов) исполнил симфонию-сюиту «Метель» Георгия Свиридова, а Валерий Александрович прочёл пушкинский текст. Прибыв к нам вновь, Валерий Баринов отметит: «Вы были первыми, с кем я читал «Метель. Теперь я читал её уже раз шесть». 

Семь лет назад у Баринова родилась идея литературно-музыкального спектакля.

«Мысль его довольно простая, изложенная в самом названии «Ты не становишься воспоминаньем» (строка-заглавие стихотворения Марии Петровых – прим. авт.): герой не может избавиться от воспоминаний о той любви, которая у него была когда‑то. Он как бы силой воображения приглашает женщину, в которую был влюблён, и начинается спор», – рассказал на пресс-конференции Валерий Александрович.

Жарким, эмоциональным и откровенным разговор когда‑то влюблённых мужчины и женщиной становится за счёт звучащего слова Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Игоря Северянина, Бориса Пастернака, Иосифа Бродского, Андрея Тарковского, Бориса Зайцева, Константина Паустовского, Ивана Бунина и других.

  • Заслуженная артистка России Ольга Кабо.

  • Народный артист России Валерий Баринов.

Партнёршей Валерия Баринова стала заслуженная артистка России Ольга Кабо.

«Для меня всегда поэзия была чем‑то очень личным, и я могла насладиться стихами, но редко читала их вслух. А когда Валерий Александрович пригласил меня быть своей партнёршей, мне даже пришлось учиться. Это отдельный жанр – художественное слово, у которого есть свои законы, есть нюансы: как произносить слова, как доносить до зрителя смысл стихов, – вспоминает актриса. – И я попросила помочь замечательного режиссёра Юлию Жжёнову. Мы с ней репетировали от начала до конца, она очень заразительный педагог и знает, как научить слышать стихи. Юлия стала в итоге режиссёром нашего спектакля, помогла выстроить эту историю».

Спектакль – живая, подвижная структура – за семь лет изменялся, вспоминают Баринов и Кабо: какие‑то стихотворения из программы уходили, им на смену рождались новые. Но раз от раза сила слова, облечённая в эмоциональные строки, помогает двум героям найти истину.

Полуссора – полуоткровенная беседа героев развёртывается на фоне музыки. Кажется, что в конфликте музыка то разряжает обстановку, то вдруг приходит на помощь, когда и слова уже лишние. Музыка, как характеризует Кабо, «в примирительных целях» (части из сочинений Чайковского, Крейслера, Бетховена, Форе, Монти) звучит в исполнении заслуженного артиста России Матвея Костолевского (альт).

  • Заслуженный артист России Матвей Костолевский.

Выигрывает тот, кто открыл душу

Рассуждая о том, насколько востребовано сегодня поэтическое слово, Баринов отмечает: это труд – впустить поэзию внутрь себя, и выигрывает тот, кто открыл душу навстречу прекрасному. 

«Зритель прежде всего открывает не в поэзии, не в нас, а в себе те прекрасные моменты, то прекрасное состояние души, которое в нём есть. И это замечательно», – подчёркивает он.

«Сегодня не приду…» – с вызовом читает Северянина героиня, а через мгновение обвиняет экс-возлюбленного строками Марии Петровых: «Ты что ни скажешь – то солжёшь…»

«Мы искали конфликт, – пояснил на пресс-конференции принцип художественного наполнения спектакля Валерий Баринов. – Например, Оля читает: «Моя любовь такая, что даже ты не мог её убить», и я отвечаю есенинским: «Ты меня не любишь, не жалеешь». Есть моменты примирения, объяснения в любви. Бунинская «Ида» – она как итог, она и была основной идеей. Когда человек понимает, что он всю жизнь любил женщину, но увиделся с ней только в конце и потерял её. Мы часто проходим мимо любви, которая могла бы сделать нас счастливыми, и не всегда это замечаем».

«Даже если к нам на спектакль приходит неподготовленный зритель, не так хорошо знакомый с поэзией, мне кажется, он на второй минуте забывает, что мы произносим стихи, поскольку поэтический ритм сродни сердцебиению и действует на человека как мантра. Человек сразу принимает его как свой ритм, и стихи становятся не стихами», – отмечает Ольга Кабо.

«Открыть людям мир поэзии, русской литературы – это очень важно; рассказать, что у нас есть, какие у нас запасы, какие у нас там россыпи. Как не могут понять, что это так важно – воспитать прекрасное в человеке, – говорит Валерий Баринов. – Я бы во всех учреждениях культуры, во всех концертных залах писал слова Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». В наш жестокий век, в наше жестокое время надо заниматься только тем, чтобы пробуждать доброе».

В спектакле актёры обращаются и к прозе. Героиня переживает ровно то, что пережила Надишь из «Жемчуга» Бориса Зайцева: «…Мы любили друг друга бурно, мучительно любили, бывали счастливы – до гибели, и были в общем очень несчастны». Валерий Баринов читает «Ручьи, где плещется форель» Константина Паустовского – о роковой роли нечаянного и нежданного чувства в судьбе одного наполеоновского маршала, что «заслуживает того, чтобы рассказать её вам, сетующим на скудость человеческих чувств». И потрясает публику кульминацией второго отделения – «Идой» Ивана Бунина:

«Подождав некоторое время, побыв неподвижно среди того нелепого и жуткого молчания, которое последовало после её страшного вопроса, она поднялась и, вынув тёплую руку из тёплой, душистой муфты, обняла его за шею и нежно и крепко поцеловала одним из тех поцелуев, что помнятся потом не только до гробовой доски, но и в могиле. Да-с, только и всего: поцеловала – и ушла».

«Когда вдруг ты приходишь к ответу на свои вопросы и понимаешь, почему вы не вместе, – это облегчает жизнь. Ты не можешь идти дальше, пока вы под спудом какого‑то чувства и какой‑то неизвестности. С Валерием Александровичем в диалоге мы отвечаем на многие вопросы, которые встают перед каждым из нас. Это что‑то такое всеобщее, космическое, – говорит Ольга Кабо. – Поэтому моя героиня, конечно, страдает, но всё‑таки благодаря музыке мы приходим к гармонии. Мужчина и женщина, которые созданы для того, чтобы быть друг с другом, сами друг друга отторгают для того, чтобы быть ещё ближе. Хотелось бы, чтобы, выходя после нашего спектакля из зала, мужчина и женщина держали друг друга за руку».

Литературно-музыкальный спектакль «Ты не становишься воспоминаньем» белгородцам представили 22 ноября. А уже завтра, 25 ноября, – финальный день фестиваля.

Фестиваль проходит при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×