Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 ноября 2016, 12:29
 Оксана Придворева 2907

Фестиваль № 5. Пятые «Шереметевские музыкальные ассамблеи» открыли музыкой Прокофьева и Рахманинова

Первый концерт фестиваля классической музыки прозвучал в белгородской филармонии 18 ноября

Фестиваль № 5. Пятые «Шереметевские музыкальные ассамблеи» открыли музыкой Прокофьева и Рахманинова Николай Луганский. Фото Владимира Юрченко
  • Оксана Придворева
  • Статья

«Шереметевские музыкальные ассамблеи» в этом году подошли к своей первой круглой дате.

В 2012 году первые по счёту ассамблеи открывал потомок графского рода, чьё имя вынесено в заглавие фестиваля, – ректор Парижской русской консерватории имени Сергея Рахманинова Пётр Шереметев. В этот же год заложили традицию знакомить на фестивале белгородцев с видами искусства, которым более других благоволили меценаты Шереметевы: оперным и хоровым пением, балетом. Побывал Пётр Шереметев годом позднее и на втором фестивале. Третий шереметевский фестиваль прошёл под знаком композитора Георгия Свиридова, четвёртый объединил в себе современность и XIX век, золотой век русской культуры. А нынешние, пятые «Шереметевские музыкальные ассамблеи» посвятили Серебряному веку.

Как и на всех предыдущих, на юбилейном фестивале белгородских меломанов ждут три концерта, в афише которых – сплошь звёздные имена: пианист Николай Луганский, артисты Валерий Баринов и Ольга Кабо и прима-балерина Мариинки Юлия Махалина и другие. Первый фестивальный концерт открыли музыкой Сергея Прокофьева и Сергея Рахманинова.

Вспоминая Прокофьева

На сцене большого зала филармонии – симфонический оркестр, за пультом его главный дирижёр – заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин. За рояль садится народный артист России, пианист феноменальной техники Николай Луганский. Зазвучал Второй концерт для фортепиано с оркестром Сергея Прокофьева.

Работать над четырёхчастным Концертом для фортепиано с оркестром № 2 Прокофьев начал в 1912 году и завершил его в следующем, 1913-м. В этом же году его премьера окончилась скандалом: не принявшая музыку публика выражала недовольство шиканьем, а кое‑кто из музыкальных критиков поспешил уличить Прокофьева в «маяковничаньи». Спустя десятилетие, в 1923 году, композитор вновь оркестровал концерт и переработал фортепианную партию – первая партитура считается утерянной. Второй фортепианный концерт – важная веха в становлении стиля Прокофьева. Музыковеды отмечают: в Концерте № 2 для фортепиано с оркестром есть симфоническая монументальность образов, мощь, богатство и размах виртуозного пианизма, порой даже трактованного оркестрово.

The Daily Telegraph называла Николая Луганского «пианистом всепоглощающей чувствительности, который выдвигает вперёд не себя, а музыку». После выступления публика в зале не хотела отпускать со сцены оркестр и солиста, и Луганский вышел на бис с Прелюдией соль-диез минор Сергея Рахманинова – музыкант рассказал о своём отношении к музыке Прокофьева. Не так давно Николай Луганский исполнил все фортепианные концерты Прокофьева вместе с Королевским шотландским национальным оркестром – к 125-летию коллектива и 125-летию композитора.

«Прокофьев – величайший русский классик. Это человек действия, у которого нет рефлексии, практически нет самоанализа. Он мгновенно делал всё, что ему приходило в голову и в сердце, это человек не очень типичный для русской культуры, и этим он исключителен во всей русской музыке. Я очень люблю его музыку», – признался Луганский.

Второй фортепианный концерт Луганский называет одним из своих любимых и в то же время говорит о нём как об «одном из самых тёмных, трагических сочинений Прокофьева», противопоставляя его написанному в 1917 году Концерту № 3 – «одному из самых радостных, оптимистических концертов».

Интересный факт: количество оркестров, с которыми Луганскому довелось сотрудничать, исчисляется десятками, а число дирижёров и вовсе достигло 170. Поделился музыкант с журналистами впечатлениями от работы с нашим оркестром:

«Я второй раз приезжаю в Белгород (в 2012 году Николай Луганский был приглашённым солистом концерта-открытия 46-го филармонического сезона – прим. ред.), и оба раза получил удовольствие от работы. Оркестр тонко чувствующий, и мне очень приятно работать с Рашитом Нигаматуллиным: он находит в каждой части, в каждой фразе свой художественный образ, избегая каких‑то штампов, общего метода».

«Люби, покуда любится…»

Не менее эмоциональную музыку подарили слушателям и во втором отделении. Кантату «Весна» (1902) Сергея Рахманинова на стихотворение Николая Некрасова «Зелёный шум» исполнил камерный хор белгородской филармонии (главный дирижёр – Елена Алексеева) в сопровождении симфонического оркестра. Сольная партия – заслуженный артист Карелии Владимир Целебровский (баритон).

«В пору всеобщего возбуждения начала 1900-х годов… рахманиновская музыка, с её приподнятым лирическим пафосом, мужественной силой и воодушевлённостью, звучала особенно захватывающе. Композитор верно и чутко, хотя зачастую неосознанно, больше «внутренним слухом» улавливал веяния времени, претворяя их в музыкальные образы, полные страстного порыва и тонкого поэтического обаяния», – так писал о музыке Рахманинова советский музыковед Юрий Келдыш.

Тема кантаты – весеннее обновление всего живого. А завершается она известными некрасовскими строками, которые стали основным посылом сочинения: «Люби, покуда любится, /Терпи, покуда терпится, /Прощай, пока прощается, / И – Бог тебе судья!»

А затем вновь зазвучал Прокофьев. Завершающей музыкой первого дня фестиваля выбирали «Скифскую сюиту» (1916).

22 ноября – второй концерт фестиваля. Музыкально-поэтический спектакль «Ты не становишься воспоминаньем» представят народный артист России Валерий Баринов и заслуженная артистка России Ольга Кабо. Музыкальное сопровождение – заслуженный артист России Матвей Костолевский (альт).

Шереметевские музыкальные ассамблеи проходят при поддержке Фонда развития классического музыкального искусства в Белгородской области


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×