Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 апреля 2016, 12:07
 Ольга Бондарева 8058

Как подружить картошку с белгородским чернозёмом

В чём сложность выращивания, как добиться высокого урожая и какие секреты у профессиональных картофелеводов Белгородской области?

Как подружить картошку с белгородским чернозёмом
  • Ольга Бондарева
  • Статья

Свой или покупной, картофель практически каждый день на нашем столе. Относительно дёшев, не приедается, к тому же полезен. Народная любовь к картошке подкреплена цифрами – в России более 77 % картофеля выращивают в личных подсобных хозяйствах.

Среднестатистический белгородец съедает в месяц около 6 кг картофеля. А требуется его по научно обоснованной норме на европейского человека 95–100 кг в год.

Одно огорчает: бьёшься с ним, бьёшься, а с каждым годом он родится всё хуже и хуже.

Нужно было что-то есть

Картофель занял прочное место в рационе белгородцев ещё в XIX веке.

«В городах малороссиян почти всегда можно найти разные душистые травы, огурцы, капусту, картофель и множество бураков… Жители Белгорода покупают овощи от поселян с. Разумного, Нового Оскола – от поселян подгородных слобод, Грайворона – от поселян с. Борисовки», – писали в «Военно-статистическом обозрении» 1850 года подполковник Дубово и капитан Рельи.

Но чемпионом картофелеводства наша территория никогда не была. Самые большие площади под картофель в 1898 году занимал Белгородский уезд – 2,3 тысячи десятин (1 десятина – 1,09 га – прим. авт.). На него же приходился и самый скудный урожай по губернии – 252–295 пудов (1 пуд – 16,38 кг) с десятины земли. Для сравнения: в Новооскольском уезде на 1 102 десятинах урожайность картошки составляла 467–420 пудов с десятины. Чуть меньше показывали Старооскольский и Корочанский уезды. Белгородский уезд занимал последнее место в губернии по обеспеченности картофелем на человека – 5,3 пуда, когда в Старооскольском уезде этот показатель равнялся 10,5 пуда.

«Несмотря на неблагоприятные результаты, в Белгородском уезде выращивали картофель по одной простой причине – людям нужно было что-то есть. Недаром его называли вторым хлебом», – объяснил парадокс завкафедрой растениеводства Белгородского государственного аграрного университета имени В. Я. Горина Михаил Павлов.

Помимо личного потребления, клубни использовали на корм скотине. И продавали, как ни странно, на Украину, где его собирали ещё меньше.

В своих угодьях картофель выращивали помещики – для производства спирта на винокурнях, которых к 1913 году на нашей территории было не менее 20. Когда в Первую мировую войну в стране ввели сухой закон, площади его заметно сократились.

Карта посадки картофеля в Белгородском уезде из сборника «Сельскохозяйственные районы Курской губернии» 1923 года
Карта посадки картофеля в Белгородском уезде из сборника «Сельскохозяйственные районы Курской губернии» 1923 года

Зерно главнее

В 1923 году, переосмысливая состояние территориальной экономики, Курский губплан отнёс Белгородский и Корочанский к восточному, а Старооскольский – к южному зерново-картофельным районам. Картофельные площади занимали в них соответственно 4,8 и 5 % от всех посевов.

Полной картофелизации какого-либо из районов не произошло и в дальнейшем. Статистический сборник «Народное хозяйство Белгородской области» зафиксировал, что в 1953–1959 годах картофель занимал 1,3–1,6 % всей посевной площади. Лидировали же зерновые культуры, под которыми находилось от 50 до 70 % полей в разные годы.

Не климатит

Ни в старые времена, ни сегодня картофель не использовался в нашем регионе для масштабного товарного производства по объективной причине: оказывается, у нас не самые благоприятные климатические условия для его выращивания. Жара, засуха, тяжёлые почвы совершенно не подходят для этой нежной и капризной культуры.

Даже при огромных трудозатратах у нас картошка не даёт более 250–300 центнеров с гектара. Тогда как в областях с более влажным климатом и лёгкими почвами (Тульской, Брянской, Московской, Нижегородской областях) без полива и дополнительных усилий получают 400–500 центнеров.

«Помимо влажности, картофелю требуется ещё и определённый температурный режим. При температуре выше 27 градусов клубни перестают формироваться, начинается период простоя. После дождя вновь начинается прирост, а потом снова пауза. Поэтому иногда мы видим на картофельном клубне одновременно три части: опробковевшая, помоложе и молодая мажущаяся», – пояснил влияние жары на рост овоща Михаил Павлов.

Именно высокие температуры не позволяли белгородским учёным-растениеводам заниматься элитными сортами: слишком быстро у нас распространяются инфекции. Поэтому не удивляйтесь, если услышите о выращивании элитных сортов где-нибудь в Архангельской области или в горах, где, как выяснилось, условия для этого самые подходящие.

Тем не менее научные изыскания по семеноводству у нас проводились: в 1990–1998 годы производством безвирусного картофеля занималась Белгородская государственная сельскохозяйственная академия, где создали специальную лабораторию. Несколько лет назад, решая проблему дефицита семян, за картофелеводство взялись несколько хозяйств области. Приобретая элитные семена у исследовательских институтов, они выращивают картофель первой репродукции, отличающийся высокой урожайностью.

«Сегодня мы наблюдаем четвёртую волну восстановления семеноводства картофеля», – отметил Михаил Павлов.

Вытравить гада

В августе 1966 года в газете «Белгородская правда» вышла статья «Колорадский жук побеждён». Сообщалось, что в Ракитянском районе впервые обнаружены пять очагов с личинками колорадского жука, которые были немедленно затравлены гексахлораном, а объеденные ими кусты уничтожены. В борьбу с новоявленным вредителем включились все: от райкома КПСС до местных советов депутатов. С населением велась разъяснительная работа: людям объясняли, что не допустить распространения полосатого гада можно лишь «наблюдая за посевами всем населением».

Спустя полвека мы смотрим на проблему не столь оптимистично, понимая, что до конца уничтожить американского картофелееда не удаётся. А учёные уже не считают колорадского жука проблемой номер один. Сегодня главный бич картофеля – вирусы и вироиды (инфекционные агенты).

«С годами при монокультуре в почве и клубнях накапливаются золотистая нематода, вирусные заболевания, которые прогрессируют в жаркую погоду. Инфекцию переносит с куста на куст тля, которая также активизируется в жару. Вирусы накапливаются в клубнях и постепенно приводят к вырождению посадочного материала», – определил главную проблему болезней и вредителей картофеля Михаил Павлов.

Понять, что растение атаковано вирусом, можно по его угнетённому виду, скрученным пятнистым листьям. Но иногда инфекцию визуально не определить. Просто приходит время урожая, а в лунках – пусто. Но бороться с вирусами можно и нужно.

«Мы протравливаем семена перед посадкой фунгицидами и на протяжении всего вегетационного периода делаем шесть-семь обработок с промежуткам от 10 до 15 дней по определённым схемам защиты», – поделился опытом руководитель прохоровского крестьянско-фермерского хозяйства, специализирующегося на производстве семян картофеля, Геннадий Поплавский.

Здесь обрабатывают клубни перед посадкой и от колорадского жука.

Геннадий Поплавский – руководитель КФХ «Славянское», специализирующегося на производстве картофеля.
Геннадий Поплавский – руководитель КФХ «Славянское», специализирующегося на производстве картофеля.
Фото Владимира Юрченко

Первое правило большого урожая

Его знают даже начинающие огородники – это хорошие семена. Но на деле они у нас от бабы Мани или от деда Пети и не меняются годами.

Но вот вы купили хороший, как вас убедили, сорт, а он в лучшем случае даёт неплохой урожай только в первый год. В чём же дело? Выскажу одно предположение.

Обзванивая белгородские хозяйства, специализирующиеся на семенах картофеля, выяснила, что цена на семенной материал первой репродукции (тот, что получился в первый год после посадки элитных семян, не заражён вирусами и подразумевает большой урожай) – 15–20 рублей за килограмм. Картофель второй и третьей репродукции (он уже идёт как товарный) стоит в среднем 4 рубля за килограмм. Разного рода продавцы на стороне предлагают нам якобы сортовой картофель по 12–15 рублей за кг. Поэтому остаётся только гадать, какие семена мы покупаем. Можно потребовать, конечно, сертификат качества, но где гарантия, что он прилагался именно к этим клубням?

Поэтому самое правильное – покупать семена непосредственно у производителей, на их складах и базах. О том, какие сорта пригодны для посадки в нашем регионе и об их качестве можно узнать на сайте Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений.

Следующий момент: отбор клубней на семена после уборки урожая.

«Мы как выбираем семена? Большие клубни – на еду, средние – на семена, маленькие – на корм скотине. То есть изначально берём посадочный материал и от больных, слабых или вырождающихся кустов. А следует откладывать как раз картофель от здоровых растений, которые нужно помечать ещё во время их роста», –  порекомендовал Михаил Павлов.

Профессионалы-картофелеводы используют другой способ: калибруют клубни согласно стандарту сразу после уборки урожая, откладывая семенные отдельно.

Фото Владимира Юрченко

На перине спать

Картофелю нужна рыхлая почва, идеально – супесчаная. Но как приспособить под неё наш чернозём, который при жаре даже после полива превращается в камень?

«Под картофель нужно пахать. Лучше осенью и глубоко – на 30 см. Если земля слежалась, взрыхлить почву весной на глубину посадки. Обязательно следует вносить органические удобрения, которые разрыхляют почву. Иначе подземным картофельным побегам – столонам – не пробиться, – объяснил Павлов. Для лучшего прогрева клубней глубина посадки не должна быть большой – около 10 см, а идеальным удобрением и разрыхлителем для почвы является навоз».

Как только появились первые ростки, кусты следует окучивать, чтобы хорошо завязывались клубни.

«Сверху над клубнями должна быть хорошая шапка. Говорят, что картошка должна на перине спать и периной укрываться», – сообщил ещё один нюанс Михаил Иванович.

Если сажать картофель из года в год на одном месте, не чередуя с другими культурами, результат будет предсказуем – картофель выродится, а почва истощится.

«Для соблюдения севооборота после каждой уборки урожая мы сеем сидераты. Хороший предшественник для картофеля – белая горчица, которая к тому же лечит почву. Сеем её, под зиму запахиваем с оборотом пласта, как положено по технологии», – сообщил практик Геннадий Поплавский.

Он также отметил, что полив картофеля позволяет удвоить урожаи, но вирусы размножаются при этом быстрее.

В дополнение к практическим советам аграрий добавил, что в прошлом году в стране случился переизбыток урожая картофеля, и главная проблема для его производителей сегодня заключается в сбыте продукции.

Из чего делаем вывод: при грамотном подходе выращивать второй хлеб у нас можно в достаточном количестве, что уже хорошо. Что же касается промышленного производства, то тормозят его далеко не всегда климатические условия, но и экономические реалии. Впрочем, это совсем другая история.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×