Симфония № 6 ля минор, чьё второе имя «Трагическая», не относится к часто исполняемым. Тем ценнее, что она зазвучит в Белгороде, став предпоследней в уникальном многолетнем цикле премьерных исполнений малеровских симфоний.
2005, 2007, 2009, 2012, 2014 и прошлый, 2015-й годы – шаг за шагом белгородцам открывали Малера. «Трагическая» станет ещё одной вехой в этой хронологии.
«Нельзя быть слишком самонадеянными»
За день до премьеры главный дирижёр симфонического оркестра пообщался с журналистами.
– Первая, Пятая, Четвёртая, Вторая, Третья, Девятая, Седьмая симфонии Малера… Все они уже прозвучали в Белгороде. Можно ли говорить, что сегодня пришло время Шестой?
– Если прозвучали все остальные, то, видимо, можно.
– В одном из интервью вы сказали, что Шестая и Восьмая симфонии характеризуются бóльшим, да и, собственно, больши́м количеством участников, и это является сдерживающим фактором. Сколько оркестрантов задействованы в исполнении Шестой?
– Около ста. Полный состав оркестра.
– Процитирую вас снова: «Симфонии Малера оголяют проблемы, которые существуют в коллективе. И сейчас в репетиционном процессе они вопиют». Речь шла об исполнении Третьей симфонии австрийского композитора. Какие сложности возникали на этот раз в репетиционном процессе? Сколько времени он занял?
– Заканчивается вторая неделя нашей подготовки. Сложности преодолеваются и с большим трудом. Всё зависит от индивидуального мастерства каждого музыканта – таков Малер. Чтобы играть на серьёзном, высоком уровне, нужно, чтобы каждый сидящий в оркестре обладал профессиональными качествами.
– В чём особенности Шестой симфонии, в том числе и исполнительские?
– Многословность, многослойность, психологическая сложность. Физически сложно выдержать нагрузку и сделать так, чтобы эти 85 минут прошли как одно мгновение для слушателя – это наша задача. Вот если вам покажется, что всё прошло очень быстро и хочется слушать ещё, значит, мы свою задачу выполнили.
– За симфонией закрепилось название «Трагическая». Характер её мрачен…
– Как и весь Малер в принципе. Герой, как правило, должен вести борьбу, и борьбу нешуточную. В данном случае она закончилась трагично для героя. Не всякий раз хватает сил побеждать.
– В этой связи возникали ли у оркестра трудности психологического характера?
– Я думаю, что сложности возникают при любой программе. Недавний Брамс, разве он лёгок? Или Бетховен? Каждый композитор требует серьёзного отношения к себе. В противном случае мы не будем иметь результата.
– Сам Малер говорил достаточно жёстко о том, что Шестую симфонию разгадает лишь то поколение, которое «проглотит и переварит пять первых». Белгородская публика знакома с пятью симфониям благодаря вам и симфоническому оркестру. Как думаете, восприятие Шестой симфонии будет успешным?
– Давайте доживём до премьеры. Мы очень надеемся и сделаем всё возможное. Это первый наш опыт обращения к Шестой симфонии. И сказать, что непременно нас ждёт успех, – слишком самонадеянно. Никогда так говорить нельзя.
– Шестая симфония была предпоследней неисполненной в Белгороде из Малера. Ждать ли белгородской публике Восьмую симфонию?
– Восьмая – это апофеоз симфонизма Малера. Это последняя симфония, которую он играл сам, Девятую и «Песнь о земле» играли его ученики. Как известно, её называют Симфонией тысячи участников. Она сложна в этом смысле, потому что требует три хора и восемь солистов, пятерной состав оркестра. В общем, того, чем мы не располагаем. И сегодня мы вынуждены прибегать к помощи извне, приглашая музыкантов. Восьмая симфония? Если позволит экономическая ситуация, то вполне.
«Играть Малера приезжаю в Белгород»
В большом зале филармонии – полумрак. Сам зал непривычно пустой. Освещена лишь сцена, где разыгрываются музыканты. Появляется главный дирижёр. Репетиция начинается. Для непосвящённых – почти таинство, то самое, когда тебе позволили увидеть чуточку больше. Для музыкантов – рабочий процесс.
Усиленная струнная группа, большая группа ударных – такого многочисленного состава требует партитура Шестой симфонии. В унисон с оркестром зазвучат и две арфы. За одной из них – первая арфа Жуковского симфонического оркестра Анна Шкуровская (Москва).
Впервые с симфоническим оркестром белгородской филармонии Шкуровская исполнила Вторую симфонию Малера. Потом была Альпийская симфония Штрауса. Сегодня арфистка репетирует свои партии Шестой симфонии и делится впечатлениями:
«Рашит Нигаматуллин подробно, досконально работает с материалом, с музыкантами, с оркестром. Ему важны детали, он прорабатывает каждый мотив. Меня пригласили на симфонию «Воскресение». Я приехала впервые, а затем мы стали сотрудничать. Для меня это большое удовольствие. Становится доброй традицией для меня исполнять Малера именно в Белгороде. Я практически никого не знаю в Москве, кто исполняет такие масштабные сочинения. Я думаю, что из-за сложности, масштабности и трудности восприятия он относится к редко исполняемым композиторам. Организовать тройной состав оркестра непросто. Как и донести до публики так, чтобы она поняла и оценила, а ваша публика, я знаю, очень грамотна. Поэтому играть Малера я приезжаю в Белгород».
Симфония № 6 ля минор Густава Малера прозвучит в большом зале филармонии сегодня, 22 апреля. Начало концерта – в 18:30.