Дедов «Иж»
Евгению Хорошеву 32 года, и половину из них он увлекается мотоциклами. «Ну и что? – спросит читатель. – Мало ли в Белгороде людей, интересующихся мототехникой?» Немало, но когда для всех байкеров поздней осенью мотосезон заканчивается, для Хорошева он только начинается. Евгений ездит на мотоцикле зимой. А в феврале совершил путешествие из Белгорода в Алма-Ату и обратно.
«Вот здесь я работаю, – сказал Евгений, и эхо раскатилось по просторному гаражному боксу. – Я жестянщик».
Евгений родом из Алма-Аты. В Белгород приехал 18 лет назад. Окончил училище по специальности сварщика-автомеханика, а потом в Белгородском технологическом университете получил высшее образование – инженер по безопасности на дорогах.
В 60-метровом гараже стоят помятая «семёрка» – очередной клиент Хорошева – и несколько мотоциклов.
«Мой боевой конь «Ямаха XTZ 750», – поглаживая по сидению мотоцикла, рассказывает Евгений. – Очень выносливая машина. Модель эта делалась в своё время для участия в Дакаре. Я купил её три года назад».
– Дорогой, наверное, мотоцикл? – поинтересовался я.
– Мне его из Москвы привезли после аварии. Рама и вилка были погнуты, поэтому и просили за аппарат относительно немного. Всего 100 тысяч рублей, – объясняет Хорошев. – Я его разобрал, отремонтировал, и теперь мотоцикл служит мне верой и правдой. Уже 90 тысяч км на одометре.
– А почему вы увлеклись именно мотоциклами?
– У моего дедушки был мотоцикл, и я всё время лазил вокруг него. Даже фотография осталась: стою на фоне дедова «Ижа», а сзади, на карточке, мама написала: «Техника – моя страсть». Так и понеслось…
На одном цилиндре
Первым собственным мотоциклом Евгения Хорошева стал «Днепр» 1983 года выпуска. Он, кстати, до сих пор сохранился в его заботливых руках.
«Да вот он стоит, – показал Евгений на раму с колёсами и двигателем у стены. – Я его в своё время из металлолома восстановил. Отъездил пару сезонов и решил переделать в чоппер. Но проект пока не завершил: времени не хватает. Вообще-то у меня здесь железа на четыре мотоцикла хватит. Занимаюсь в свободное от работы время».
– А у вас семья есть?
– Да. Жена Татьяна и двое детишек: восьмилетняя Кристина и полугодовалый Артёмка.
– И как жена относится к вашему увлечению? Ведь, наверное, сутками в мастерской пропадаете?
– Относится с пониманием, хотя иногда и ворчит. Особенно если собираюсь в дальнее путешествие.
– А почему вы ездите на мотоцикле только зимой?
– Не только. Летом с семьёй выезжаем на природу. У меня ещё шестиместная «Газель» есть с термобудкой. Ставлю туда мотоцикл, скарб – и вперёд по Белгородчине. Дочка, кстати, тоже мотоциклами увлеклась, на мопеде гоняет, но под моим присмотром и за городом. Сейчас учу её на велосипеде ездить: тормозить правильно и падать, если вдруг случится. Как только освоит азы, то сделаю ей скутер. А зимой путешествую потому, что строю дом, и в традиционный мотосезон времени на дальние пробеги не хватает.
– В нынешнем году вы ездили из Белгорода в Алма-Ату. Это ваш первый дальний мотопробег?
– Я уже 11 лет путешествую. В 2009 году ездил с друзьями в Севастополь. Тоже на «Днепре» – их у меня, кстати два. Помню, под Мелитополем погорела вся электрика. Пришлось вместо электронного зажигания в полевых условиях ставить механическое. А потом и поршень прогорел. Я его вытащил и 300 км до ближайшей мастерской на одном цилиндре проехал. А вообще-то русская техника хоть и древняя по своей конструкции, но исключительно надёжная, выносливая и ремонтопригодная. Если бы такая поломка случилась с японским мотоциклом, то вряд ли я доехал бы на одном цилиндре даже до ближайшей мастерской.
Не стал штрафовать
– А почему в этом году вы решили съездить в Алма-Ату?
– По родине соскучился и по бабушке, которую 17 лет не видел. На могилке маминой побывал. Из Белгорода я выехал 11 февраля на мопеде с коляской… Решил выполнить норматив «Зимний полтишок», а для этого надо проехать 500 км на скутере. В Туле поучаствовал в мотослёте «Самовар Треффен», пересел на свою «Ямаху», которую привезли за мной на грузовике, и поехал в Алма-Ату.
– Долго ехали?
– Три недели. Планировал меньше, но погода подвела. Горные перевалы в Казахстане были закрыты из-за снегопада и гололёда.
– А где вы ночевали?
– В такие путешествия я беру с собой палатку, примус, тушёнку, крупы. Однако в этот раз они не понадобились. Останавливался в придорожных гостиницах за 500 рублей в сутки. Там же и ремонтировал мотоцикл. Пару раз ночевал у знакомых. Я перед тем как путешествовать, списываюсь на форумах с людьми, которые живут в тех городах, через которые будет пролегать маршрут. Договариваюсь о возможном ночлеге. Вообще-то мотоциклисты – это одна большая семья, где никогда не откажут в помощи. И крышу предоставят, и накормят, и запчастями, если надо, поделятся.
– Часто ломался?
– Несколько раз пришлось менять заднюю покрышку, и цепь растянулась по дороге. На первый взгляд, поломка несерьёзная, но досадная. Поменял я её только в Алма-Ате.
– Дорогие покрышки на «Ямаху»?
– В среднем три тысячи рублей за резину. Но всё зависит от качества. Одной хватает тысяч на 20 км. Я, правда, умудрился за одну поездку стереть парочку.
– А как отреагировала бабушка на ваш приезд?
– Она даже не знала, что я приеду. Растрогалась очень. Даже таблеток наглоталась успокоительных. Гостил я у неё три дня, и мне кажется, что она до сих пор не поняла, что к ней внук приезжал.
– И что, никаких неожиданностей в дороге не приключилось?
– На удивление. Если не считать мелких поломок. Сотрудники ДПС останавливали, правда. Ещё бы – зима, а тут мотоциклист. Но даже документы не проверяли. Расспрашивали только о технике и моих путешествиях. В Казахстане, правда, попался на превышении скорости. Но полицейский, узнав, откуда я еду, не стал штрафовать.
– Евгений, на мотоцикле даже летом замёрзнуть можно, а тут зима. Какая у вас экипировка?
– Продаётся, конечно, специальная зимняя, но она очень дорогая. Я же надеваю термобельё, двое штанов и охотничий комбинезон. Кроме того, установил на мотоцикл самодельный ветровик, чтобы двигатель хорошо прогревался, и ноги не мёрзли.
«Днепр» на Байкале
– А какой расход топлива у вашей «Ямахи»?
– Без коляски в пределах 5 л на сотню, а если с ней, да ещё гружёный, то до 10 дотягивает. 70 «лошадок» всё же.
– Вы, наверное, состоите в байкерском клубе?
– Не люблю слово «байкеры». Не наше это. Я мотоциклист. А клуб называется Al-Kashi.
– Странное название. Ассоциативное…
– Да. Назвали так в пику клубам, которые слишком уж пафосные имена себе придумывают.
– Это белгородский клуб?
– Всероссийский. У нас здесь филиал. Человек 30 участвуют. Мы регулярно выезжаем за город, общаемся. Я, кстати, в таких поездках поваром работаю. Вожу с собой 100-литровый казан, в котором на всю ораву готовлю шурпу, лагман или плов.
– Во сколько же вам обошлось путешествие в Казахстан?
– Мне помогли спонсоры – презентовали топливную карту. По ней я заправлялся в России. Но на всякий случай брал с собой ещё 60 литров бензина. А деньги – из расчёта одна тысяча рублей в день. В общем около 50 тысяч рублей потратил.
– Сколько же у вас мотоциклов?
– Если не считать те, которые в разобранном виде, то пять. Две «Ямахи», два «Днепра» и мопед, переделанный их китайского скутера.
– А мопед-то вам зачем?
– Полезная вещь. Я на нём по Белгородской области путешествую. Расход топлива невелик, и с запчастями проблем нет. Да, кстати, я недавно купил румынскую «Паннонию» 1968 года выпуска. Пойдёмте, покажу.
Она стояла в соседнем боксе. Даже под слоем пыли был заметен блеск чёрной краски и хрома этого произведения мотоциклетного искусства.
– Не поверите, но продали мне этот мотоцикл всего за пять тысяч рублей, – подчеркнул Хорошев. – Состояние, правда, оставляло желать лучшего. Пришлось до винтика разобрать, очистить от ржавчины, перебрать двигатель. А когда завёл, помню, дымить он стал сильно. Я аж расстроился: попал, думаю, на дорогой ремонт. Начал разбираться, и оказалось, что в выхлопной трубе крысы гнездо себе сделали. Сейчас осталось только сидение перетянуть, и буду на мотовыставки ездить.
– Вы, наверное, уже задумываетесь о следующем путешествии?
– Хочу Байкал на мотоцикле объехать. Красота, говорят, там неописуемая. Вот денег поднакоплю и рвану.
– Снова на «Ямахе»?
– На «Днепре». Он выносливее.
Справка. «Днепр» – тяжёлый дорожный мотоцикл с коляской, выпускавшийся Киевским мотоциклетным заводом. Наиболее совершенной была модель МТ-11 (1985 г.): четырёхтактный двигатель мощностью 32 л. с., 4-ступенчатая КПП с передачей заднего хода, барабанные тормоза на все колёса, включая колесо коляски, а также стояночный тормоз. Максимальная скорость – 105 км/час, грузоподъёмность – 260 кг. Всего с 1967 года выпущено более 3 млн мотоциклов.
«Паннония» – мотоцикл с объёмом двигателя 250 куб. см. Всего за период с 1954 по 1975 год машиностроительный комбинат «Чепель» в Венгрии произвёл более 600 тыс. мотоциклов. Из них 286 959 единиц экспортировали в СССР. Кстати, в фильме «Покровские ворота» Савранский увозит Хоботова и Людочку из больницы на мотоцикле Pannonia T5 с коляской.