Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 марта 2016, 18:51
 Ольга Бондарева 5289

Разверни меха, гармошка!

В Белгородской области традиция игры на гармони, баяне и аккордеоне имеет более чем вековую традицию

Разверни меха, гармошка! Фото Вадима Заблоцкого
  • Ольга Бондарева
  • Статья

Кажется, простой это инструмент – гармошка. И вроде всё про неё понятно и известно: старинная, родная, популярная. Но история говорит, что знавала она разные времена – бывало, что и в классовых врагах значилась. Да и про русскость её тоже всё относительно.

Вечный спор

Многие страны приписывают изобретение гармоники себе, и споров по этому поводу в учёном мире много. Разумеется, есть и русская версия происхождения инструмента, которую выдвигал советский доктор искусствоведения, профессор Альфред Мирек, имя которого носит сегодня музей русской гармоники в Москве.

Альфред Мартинович считал, что первую гармонь изобрёл в 1783 году в Санкт-Петербурге чех, органный мастер Франтишек Киршник. Он придумал новый принцип звукоизвлечения с помощью язычковых планок.

«Эта гармоника гораздо больше напоминала своим видом современную гармонь, чем первый аккордеон, изобретённый в 1829 году в Вене мастером Кириллом Демианом, – уточняет учёный-теоретик и аккордеонист из Испании Горка Гермоза Санчес, который приехал в Белгород специально на празднование Дня баяна, аккордеона и гармоники в институт искусств и культуры.

Но, добавляет Горка, как часто случается в мире новаций, автором становится тот, кто первым оформил патент на изобретение. Россия в этом плане никогда оперативностью не отличалась. То же произошло и с гармоникой.

Поэтому официально основателем семейства гармоник (во многих странах всех его представителей, включая саму гармонь, баян и аккордеон, часто называют одним этим словом) стал Кирилл Демиан, армянин по происхождению, запатентовавший инструмент, на котором можно было сыграть целый аккорд нажатием одной клавиши. Потому устройство и назвали аккордеоном.

Аккордеонист из Испании Горка Гермоза Санчес приехал на празднование Дня баяна, аккордеона и гармоники в институт искусств и культуры.
Аккордеонист из Испании Горка Гермоза Санчес приехал на празднование Дня баяна, аккордеона и гармоники в институт искусств и культуры.
Фото Владимира Юрченко

С местным колоритом

Тем не менее к началу XIX века в России получила распространение именно гармонь Киршника, которую охотно осваивала знать, исполняя на ней русские народные песни (упоминания об этом есть в литературных источниках).

Её изготавливали несколько тульских мастеров, которые к 1820 году наладили массовое производство, а начале XX века брали призовые места на международных торговых выставках за вариации уже венских гармоник.

В 1907 году один из них – Геннадий Чулков (в 1950-е годы он возглавил экспериментальный цех на Тульской баянной фабрике) – придумал механику заёмных басов для двухрядной венской гармоники, с помощью которых звучание нижних тонов становилось более насыщенным. Это изобретение Геннадий Леонтьевич запатентовал (прямо бальзам на душу!), и до нынешнего дня оно применяется на всех венских гармониках.

Изобретение баяна в 1907 году принадлежит мастеру Петру Стерлигову. И название его – чисто русское, от имени древнего певца-сказителя Баяна.

Это всего несколько фактов из богатейшей истории развития инструмента, поскольку в каждой стране, а зачастую и местности он получал новые усовершенствованные элементы. Из ближайших к нам – елецкая гармоника-русянка.

Что же касается современных асов в мире производства гармоник, Горка Санчес назвал в том числе российскую фабрику «Юпитер».

Фото Михаила Малыхина

Воспитательный привкус

В начале XX века гармоника заняла своё место в народной культуре, став атрибутом всевозможных гуляний. Инструмент был по сути предметом роскоши и простым людям был недоступен.

Так, в исследовании истории гармони и баяна села Весёлого Красногвардейского района школьницы (ныне студентки) Юлии Алиповой упоминается, что в семье жителей села Белоусовых хранится инструмент 1881 года. Их предок служил есаулом в охране царя Николая I и получил гармонику как награду за преданность.

В первые годы после Октябрьской революции гармонику признали иностранцем для игры в оркестрах и слишком маловыразительной для музыкального воздействия на массы. Заступился за неё первый нарком просвещения Анатолий Луначарский, заявив, что главное значение гармоники – общественное:

«[Гармоника призвана] организовать веселье там, где живут трудящиеся массы, в особенности в деревне, чтобы получился известный политически благоприятный и воспитательный привкус, чтобы музыка, вторгшись туда, сделалась врагом водки, хулиганства, чтобы образовалась многотысячная сеть, служащая проводником культурного веселья в этой толще».

В 1926 году в Смольном прошёл первый конкурс гармонистов и балалаечников, который положил начало массовому распространению инструмента.

Выступление баянистов оркестра Белгородской филармонии.
Выступление баянистов оркестра Белгородской филармонии.
Фото Михаила Малыхина

Расцвет популярности

В Белгородской области гармони и баяны широко распространились лишь после Великой Отечественной войны. Тогда же в Алексеевском, Красненском и Красногвардейском районах появились первые инструментальные ансамбли художественной самодеятельности, где вместе с косой, балалайкой и ложками присутствовал баян.

Как оркестровый инструмент баян расцвёл в 1960–70-е годы, когда в области появлялись любительские оркестры народных инструментов. Так, одним из самых массовых (в его состав входило около 80 музыкантов) стал оркестр под руководством Александра Терентюка из Красной Яруги, который в 1967 году первым в области получил звание народного.

На всю область гремел музыкальный коллектив томаровского районного ДК под началом Петра Данилова. Целую плеяду знаменитостей воспитал оркестр баянов при детской школе № 1 города Белгорода под управлением Ивана Дзюбенко.

Большим стимулом для музыкантов стали конкурсы и фестивали. С 1990-х годов Белгород собирает исполнителей на народных инструментах со всей страны на Всероссийский конкурс «Кубок Белогорья», до недавних пор – фестиваль народной музыки имени В. Я. Подгорного в Губкине. Сегодня центром профессионального общения баянистов из многих стран стал также БГИИК, где проводится день баяна, аккордеона и гармоники.

Фото Вадима Заблоцкого

Первый парень на деревне

В каждом уголке нашей необъятной родины всегда был особый человек-баянист, первый парень на деревне, которому одинаково радовались на свадьбах, сельских посиделках или городском гулянье. Понимание избранности такого человека сопровождало его всю жизнь.

Так, ради баяна для сына когда-то продал корову отец Николая Белашова из Ракитного. Выучившись, много лет Николай работал баянистом в Доме культуры при сахарном заводе. Инструмент помог выстоять, не сломаться, когда музыкант потерял зрение.

К слову, тема слепых баянистов – отдельная строка в истории исполнителей области.

Одно из самых ранних воспоминаний моего детства – слепой музыкант Григорий, которого приглашали в каждый сельский дом, где по очереди устраивали танцы. Будучи слепым от рождения, он научился музыке в валуйском интернате, который и сегодня даёт воспитанникам образование по классу баяна.

Среди ярких самородков-баянистов области – житель Шидловки Волоконовского района, участник юбилейных торжеств передачи «Играй, гармонь любимая!» Николай Лихтин. Просто огонь, а не музыкант: самого ленивого в пляс своей игрой сагитирует.

Более полувека посвятил гармонике уроженец Красногвардейского района, участник передач Геннадия Заволокина, заслуженный работник культуры РФ, лауреат международных и всероссийских фестивалей Василий Осадчий.

Все любители гармоники в Губкине знают и любят народного музыканта Леонида Усова, который тоже участвовал в передаче «Играй, гармонь». По воскресеньям он собирает горожан у фонтана на музыкальные посиделки, чтобы люди могли вместе попеть, потанцевать, поднять друг другу настроение.

Потому что такие они, заводные, яркие жизнелюбы, эти гармонисты-баянисты, которые, словами поэта Владимира Молчанова, делают улицы тесными, а наши сердца – просветлевшими. За что им наша общая благодарность!

Играет Леонид Усов из Губкина
Выступление Николая Лихтина, жителя Шидловки Волоконовского района

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×