Вечный спор
Многие страны приписывают изобретение гармоники себе, и споров по этому поводу в учёном мире много. Разумеется, есть и русская версия происхождения инструмента, которую выдвигал советский доктор искусствоведения, профессор Альфред Мирек, имя которого носит сегодня музей русской гармоники в Москве.
Альфред Мартинович считал, что первую гармонь изобрёл в 1783 году в Санкт-Петербурге чех, органный мастер Франтишек Киршник. Он придумал новый принцип звукоизвлечения с помощью язычковых планок.
«Эта гармоника гораздо больше напоминала своим видом современную гармонь, чем первый аккордеон, изобретённый в 1829 году в Вене мастером Кириллом Демианом, – уточняет учёный-теоретик и аккордеонист из Испании Горка Гермоза Санчес, который приехал в Белгород специально на празднование Дня баяна, аккордеона и гармоники в институт искусств и культуры.
Но, добавляет Горка, как часто случается в мире новаций, автором становится тот, кто первым оформил патент на изобретение. Россия в этом плане никогда оперативностью не отличалась. То же произошло и с гармоникой.
Поэтому официально основателем семейства гармоник (во многих странах всех его представителей, включая саму гармонь, баян и аккордеон, часто называют одним этим словом) стал Кирилл Демиан, армянин по происхождению, запатентовавший инструмент, на котором можно было сыграть целый аккорд нажатием одной клавиши. Потому устройство и назвали аккордеоном.
С местным колоритом
Тем не менее к началу XIX века в России получила распространение именно гармонь Киршника, которую охотно осваивала знать, исполняя на ней русские народные песни (упоминания об этом есть в литературных источниках).
Её изготавливали несколько тульских мастеров, которые к 1820 году наладили массовое производство, а начале XX века брали призовые места на международных торговых выставках за вариации уже венских гармоник.
В 1907 году один из них – Геннадий Чулков (в 1950-е годы он возглавил экспериментальный цех на Тульской баянной фабрике) – придумал механику заёмных басов для двухрядной венской гармоники, с помощью которых звучание нижних тонов становилось более насыщенным. Это изобретение Геннадий Леонтьевич запатентовал (прямо бальзам на душу!), и до нынешнего дня оно применяется на всех венских гармониках.
Изобретение баяна в 1907 году принадлежит мастеру Петру Стерлигову. И название его – чисто русское, от имени древнего певца-сказителя Баяна.
Это всего несколько фактов из богатейшей истории развития инструмента, поскольку в каждой стране, а зачастую и местности он получал новые усовершенствованные элементы. Из ближайших к нам – елецкая гармоника-русянка.
Что же касается современных асов в мире производства гармоник, Горка Санчес назвал в том числе российскую фабрику «Юпитер».
Воспитательный привкус
В начале XX века гармоника заняла своё место в народной культуре, став атрибутом всевозможных гуляний. Инструмент был по сути предметом роскоши и простым людям был недоступен.
Так, в исследовании истории гармони и баяна села Весёлого Красногвардейского района школьницы (ныне студентки) Юлии Алиповой упоминается, что в семье жителей села Белоусовых хранится инструмент 1881 года. Их предок служил есаулом в охране царя Николая I и получил гармонику как награду за преданность.
В первые годы после Октябрьской революции гармонику признали иностранцем для игры в оркестрах и слишком маловыразительной для музыкального воздействия на массы. Заступился за неё первый нарком просвещения Анатолий Луначарский, заявив, что главное значение гармоники – общественное:
«[Гармоника призвана] организовать веселье там, где живут трудящиеся массы, в особенности в деревне, чтобы получился известный политически благоприятный и воспитательный привкус, чтобы музыка, вторгшись туда, сделалась врагом водки, хулиганства, чтобы образовалась многотысячная сеть, служащая проводником культурного веселья в этой толще».
В 1926 году в Смольном прошёл первый конкурс гармонистов и балалаечников, который положил начало массовому распространению инструмента.
Расцвет популярности
В Белгородской области гармони и баяны широко распространились лишь после Великой Отечественной войны. Тогда же в Алексеевском, Красненском и Красногвардейском районах появились первые инструментальные ансамбли художественной самодеятельности, где вместе с косой, балалайкой и ложками присутствовал баян.
Как оркестровый инструмент баян расцвёл в 1960–70-е годы, когда в области появлялись любительские оркестры народных инструментов. Так, одним из самых массовых (в его состав входило около 80 музыкантов) стал оркестр под руководством Александра Терентюка из Красной Яруги, который в 1967 году первым в области получил звание народного.
На всю область гремел музыкальный коллектив томаровского районного ДК под началом Петра Данилова. Целую плеяду знаменитостей воспитал оркестр баянов при детской школе № 1 города Белгорода под управлением Ивана Дзюбенко.
Большим стимулом для музыкантов стали конкурсы и фестивали. С 1990-х годов Белгород собирает исполнителей на народных инструментах со всей страны на Всероссийский конкурс «Кубок Белогорья», до недавних пор – фестиваль народной музыки имени В. Я. Подгорного в Губкине. Сегодня центром профессионального общения баянистов из многих стран стал также БГИИК, где проводится день баяна, аккордеона и гармоники.
Первый парень на деревне
В каждом уголке нашей необъятной родины всегда был особый человек-баянист, первый парень на деревне, которому одинаково радовались на свадьбах, сельских посиделках или городском гулянье. Понимание избранности такого человека сопровождало его всю жизнь.
Так, ради баяна для сына когда-то продал корову отец Николая Белашова из Ракитного. Выучившись, много лет Николай работал баянистом в Доме культуры при сахарном заводе. Инструмент помог выстоять, не сломаться, когда музыкант потерял зрение.
К слову, тема слепых баянистов – отдельная строка в истории исполнителей области.
Одно из самых ранних воспоминаний моего детства – слепой музыкант Григорий, которого приглашали в каждый сельский дом, где по очереди устраивали танцы. Будучи слепым от рождения, он научился музыке в валуйском интернате, который и сегодня даёт воспитанникам образование по классу баяна.
Среди ярких самородков-баянистов области – житель Шидловки Волоконовского района, участник юбилейных торжеств передачи «Играй, гармонь любимая!» Николай Лихтин. Просто огонь, а не музыкант: самого ленивого в пляс своей игрой сагитирует.
Более полувека посвятил гармонике уроженец Красногвардейского района, участник передач Геннадия Заволокина, заслуженный работник культуры РФ, лауреат международных и всероссийских фестивалей Василий Осадчий.
Все любители гармоники в Губкине знают и любят народного музыканта Леонида Усова, который тоже участвовал в передаче «Играй, гармонь». По воскресеньям он собирает горожан у фонтана на музыкальные посиделки, чтобы люди могли вместе попеть, потанцевать, поднять друг другу настроение.
Потому что такие они, заводные, яркие жизнелюбы, эти гармонисты-баянисты, которые, словами поэта Владимира Молчанова, делают улицы тесными, а наши сердца – просветлевшими. За что им наша общая благодарность!