Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
15 февраля 2016, 16:32
 Ирина Дудка 9209

Водяная независимость

«Белгородские известия» выясняют, выгодно ли бурить собственную скважину

Водяная независимость
  • Ирина Дудка
  • Статья

Минстрой России ужесточает меры к потребителям, у которых нет счётчиков на воду. Замминистра строительства ЖКХ России Андрей Чибис рассказал, что с января норматив потребления воды для тех, кто не установил счётчик, должен вырасти в три раза, а с 1 июля – уже в пять раз.

На сайте Белводоканала нормативы указаны прежние, и, как пояснили в компании, пока ничего не изменилось. Для тех, кто платит не по счётчику, а по нормативу, уже применяется повышенный коэффициент, этот подход останется. Разговоры о том, что в области нужно создавать рынок воды и уходить от полива огородов водопроводной водой, идут не первый год. Пока безрезультатно, но если на стене висит ружьё, оно должно выстрелить.

Где вода

Для жителей квартир выгоднее установить счётчики – больше, чем норматив, вылить почти нереально, зато есть стимул к разумной экономии. Для индивидуальных застройщиков и дачников-огородников перспективы с установкой счётчиков значительно печальнее, да и водопровод не всегда рядом. Поэтому на участок приезжает буровая – несколько аккуратных движений и… плыви они все широкой рекой с ростом тарифов, со счётчиками, с отсутствием воды летом. Знать бы только, где искать ту воду.

«Вода есть везде, вопрос только, на какой глубине, соответственно, и цена вопроса, – говорит генеральный директор территориального центра «Белгородгеомониторинг» Александр Спиридонов. – Дачники на участках стараются брать с верховодки на глубине 5–10 м, но верховодка почти иссякла – пруды и колодцы пересыхают. Верховодка питается только с осадков, и если год засушливый, то пропадает вода из скважин».

Зато она никем не контролируется, и бурить скважины можно без получения разрешения и лицензии. Основные затраты – бурение и покупка насоса, а после – оплата потреблённого электричества. Для питья такая вода не годится, потому что она достаточно грязная. Горизонты с питьевой водой – меловой (меломергельный) и альб-сеноманский, и тут уже включаются правила пользования недрами, которые в нашей стране принадлежат государству.

«На первый от поверхности водоносный горизонт, который используется в данном регионе для централизованного водоснабжения, нужно получать лицензию. На большей части Белгородской области – это меломергельный горизонт, с него мы пьём воду, – продолжает Александр Спиридонов. – Меломергельный горизонт сложный, глубина скважин в среднем – 100–120 м, но вода есть не везде, а только в долинах рек и балок, а чуть повыше поднимаешься: мел есть, но без воды. И там скважины нужно будет бурить на следующий горизонт – альб-сеноманский».

В Губкине и Старом Осколе первый от поверхности горизонт как раз альб-сеноманский, он песчаный. Его глубина от 5–10 до 30–40 и более метров, в Белгороде он значительно ниже – на глубине 400–500 м.

«У меня спрашивают: нельзя ли принять некий норматив – к примеру, до 50 м не надо лицензию, больше – надо. Но один и тот же горизонт в долине реки может быть на 5 м, а на вершине – на глубине 30–40 м, поэтому – нельзя», – продолжает Александр Спиридонов.

Лицензию на право пользования недрами может получить только хозяйствующий субъект, поэтому частным лицам придётся как минимум оформить ИП. Но тогда на него начинают распространяться требования СанПиНов. Эти санитарные нормы и правила строго оговаривают, что вокруг источника водоснабжения питьевого и хозбытового назначения должны быть зоны санитарной охраны. Если горизонт защищён от поверхности слоем глины, то радиус охранной зоны – 30–50 м, если не защищён – ещё больше, т. е. там ничего не должно быть, всё огорожено забором. У кого из владельцев частных домов есть свободный гектар земли под охранную зону?

Кроме санитарных и законодательных обязательств, на владельца скважины ложатся и налоговые – налог на недра, хотя по воде он незначительный.

«Сейчас оценку запасов не нужно проводить, если берёшь меньше 100 кубов воды в сутки. Раньше хоть куб берёшь, хоть 300 – нужно было производить оценку запасов, а поскольку методика одна и та же, то и цена одинакова – от 300 тыс. рублей и выше», – говорит Спиридонов.

Сколько в Белгородской области скважин на дачных участках и на какой они глубине – не знает никто. В прошлом году в коридорах департамента ЖКХ ходила идея разобраться с ситуацией, но если по промышленным скважинам сбор информации – дело времени, то по частному сектору – вопрос открыт, ведь нужно зайти в каждое частное владение и провести замеры.

Фото с сайта www.stroitelstvosovety.ru

Индивидуальный подход

Как нет двух одинаковых снежинок, так нет двух одинаковых скважин. Никто не может заранее предугадать, на сколько метров придётся углубиться, чтобы достать до подземных вод. Запросто может быть так, что на соседних участках вода близко от поверхности земли, а именно на вашем – глубоко. Узнать это можно только в процессе бурения. Если дырка в земле есть, а воды в ней нет, скважина считается разведывательной, и процесс начинается снова, уже на другом месте.

Стоимость работ складывается из многих факторов: глубина скважины, диаметр трубы, используемое для бурения оборудование, удалённость от места дислокации буровиков, напряжения в сети и нестандартных условий. Буровые компании заранее сообщают условия работы: нужны ли подъездные пути (если используется крупная техника), каковы сроки работ (от одного до нескольких дней) и что считать нестандартными условиями (одно из них – как раз пробная скважина). В среднем метр скважины для хозяйственно-бытовых нужд стоит от 1 до 2 тыс. рублей, промышленные скважины в разы дороже.

«Вот обращаются ко мне ребята, им нужна промышленная скважина, расход воды у них всего 10 кубов в сутки, а воду взять можно только на глубине 300 м, в нижнем горизонте, – приводит пример Александр Спиридонов. – Им скважина обойдётся в 5 млн, и при такой производительности они качнут полчаса в сутки, а остальное время она будет стоять. Нижний горизонт очень не любит таких скачков, скважина быстро выйдет из строя, и деньги будут выброшены. Есть альтернатива: пробурить скважину в меловом горизонте и километра 1,5–2 тянуть водовод. Стоимость будет 1,5–2 млн рублей, но тогда нужно решать вопрос по землям, они же частные».

Наливай да пей?

Качество воды из собственной скважины – отдельная тема. «Без примесей, без хлорки» совсем не означает, что это живая вода «из самого сердца Земли». Водоканал регулярно проводит анализ поднимаемой из скважин воды. Это необходимо на случай превышения ПДК по отдельным показателям. Если вода не соответствует параметрам, а в Белгородской области вода идёт с повышенным содержанием железа, то рядом со скважинами строят станции очистки и обезжелезивания. Излишне напоминать, что из скважины на огороде никто воду не исследует, что подняли – то и в дело.

Гарантировано, что из скважин вода поднимается чистая. Но дальше она попадает в водоводы, которым по полвека, и до квартир доходит уже не совсем то, что подняли из-под земли. За чистой водой белгородцы выстраиваются в очереди у бюветов и специализированных магазинов.

«Это вода, поднимаемая с ещё более низких горизонтов, – продолжает Александр Спиридонов. – Скважины в деревянной церкви и в бюветах вокруг города имеют глубину 500 м – это всё один горизонт, и из него вода поднимается такая, какая есть. Народ её любит за то, что у неё маленькая жёсткость: всего 0,3–0,4 миллиграмм-эквивалента на литр, когда ПДК – это 7 миллиграмм-эквивалентов на литр. У той воды жёсткость пониженная, она вообще почти как дистиллированная, но в ней содержание бора на предельных показателях».

Бор – вещество, которое относится ко второму классу опасности из четырёх возможных (к первому – бериллий, ртуть, фосфор свободный). ПДК бора составляет 0,5 мг/л. В бюветах на трассе в шебекинском направлении вода как раз на этом уровне.

«Граница проходит немного не доходя Северского Донца. С увеличением глубины водоносного горизонта концентрация бора растёт, – продолжает Александр Спиридонов. – В скважине на улице Зелёная Поляна показатели на пределе, а дальше, к примеру на повороте на пескарьер, уже выше – 0,7 мг/л. Есть методики очистки, но это очень дорого и невыгодно».

Нормы по бору, так же как и по другим химическим элементам и параметрам, для воды в каждой стране свои. В Европе, к примеру, допустимо содержание 1 мг бора на литр воды.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×