Практически весь список
На белгородском автовокзале полицейские проверяют у водителей предрейсовые документы. Ещё один экипаж ДПС – старшие лейтенанты Роман Авдеев и Николай Лысенко – выезжает в город проверять маршрутки.
– Часто ли маршрутчики нарушают? – спрашиваю госавтоинспекторов.
– Часто, – кивает Лысенко.
– И какие самые распространённые нарушения?
– Да там практически весь список: превышение скорости, непредоставление преимущества пешеходам, нарушение правил посадки-высадки пассажиров.
– Спорят, когда вы их останавливаете?
– Сейчас почти все спорят. Тут другое плохо – пассажиры нас же и ругают. Хотя мы, по сути, их жизнь и здоровье спасаем.
Пять протоколов
С инспекторами ДПС едем на остановку «Стадион». Не успели доехать до остановки –
сразу увидели грубое нарушение правил. Пассажирские автобусы выстроились друг за другом и наглухо перекрыли выезд с Народного бульвара. При этом карман на остановке оставался свободным и автобусам было куда проехать. Водители легковых автомобилей, пытающиеся выехать на Богданку, бессильно гудели, упёршись в автобусный затор. Но маршрутчики не реагировали.
«Вы спрашивали про нарушения? – повернулся ко мне инспектор Роман Авдеев. – Пожалуйста. Сразу нарушение правил посадки-высадки пассажиров и перегородили перекрёсток. А этот ещё и едет с открытой дверью».
Буквально за полчаса инспекторы составили пять протоколов. При этом основное время уходило именно на оформление нарушений, а не на их выявление. Водители автобусов даже при виде патрульного автомобиля ГИБДД не удосуживались заезжать в карман.
Пустой карман
Одного из маршрутчиков я спросил, почему он не заехал в пустой карман остановки.
– Да передо мной ещё два автобуса было! – убеждал водитель.
– Карман был пустой...
– Некуда было заезжать! – упорствовал маршрутчик.
Я показал ему фотографии на дисплее фотоаппарата, где чётко виден пустой карман. Тогда водитель пожал плечами и демонстративно отвернулся. Больше он не произнёс ни слова.
Однако стоит сказать и о другой проблеме. Половина остановочного комплекса была забита легковыми авто. Некоторые стояли прямо под знаком 5.16 «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса». Хотя правила дорожного движения прямо запрещают остановку и стоянку транспортных средств в зоне действия знака, а также ближе 15 м от остановки.
Инспекторы ДПС тут же составили протоколы и на горе-водителей, которые тоже пытались убедить, что они только-только подъехали для высадки пассажиров.
Личный взгляд
У меня складывается впечатление, что белгородские водители маршруток друг с другом соревнуются в том, кто больше нарушит правил. Зачастую выезжают с остановки не включая поворот. Перестраиваются из полосы в полосу не только без предупреждения, но иногда даже без видимых причин. Не заезжают в карманы остановок, даже если те пустые. Перегораживают перекрёстки, создавая там пробки.
А страдают от агрессивной манеры езды водителей автобусов пассажиры. Во время движения нужно покрепче держаться, чтобы во время очередного резкого манёвра не полететь кубарем. Водитель трогается с открытыми дверьми, и уже были случаи, когда при начале движения из автобуса вываливались пассажиры. И редкий водитель маршрутки подождёт, пока вошедший в автобус ребёнок или старик сядет или хотя бы ухватится за что-нибудь.
В 35 авариях, совершённых по вине водителей маршруток в этом году, ранено более 70 человек. А ещё 16 человек, которые просто хотели доехать домой, уже никуда не попадут: они погибли по вине тех, кому доверили свои жизни…