Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 декабря 2015, 13:34
 Анна Кущенко 4053

Сижу задумчив и один…

Белгородский литературный музей рассказывает увлекательную историю любви и творчества Тютчева

Сижу задумчив и один… Фото Анны Кущенко
  • Анна Кущенко
  • Статья

Выставка «Как сердцу высказать себя…», часть которой составили экспонаты из фондов Государственного мемориального историко-литературного музея-заповедника Тютчева «Овстуг», даёт возможность больше узнать о жизни знаменитого поэта и о его родовом гнезде.

Студент и дипломат

«Заходя в зал, посетитель оказывается среди портретов самого поэта и людей, связанных с Тютчевым от момента его рождения до последних дней. С помощью них мы можем представить все трагичные, печальные, яркие эпизоды сложной, необычной и насыщенной жизни Фёдора Ивановича», – рассказывает заместитель директора Белгородского литературного музея по научно-исследовательской и экспозиционной работе Наталья Буханцова.

Кроме портретов, на выставке можно увидеть фотографии, документы, а также предметы быта XIX века из фондов литературного музея.

Открывает экспозицию герб рода Тютчевых и фотокопии портретов родителей поэта. Иван Николаевич познакомился со своей будущей женой Екатериной Толстой, по материнской линии происходившей из рода Римских-Корсаковых, в Москве. В 1798 году они поженились и уехали в Овстуг. А 5 декабря 1803-го у них родился сын Фёдор, который унаследовал от родителей добросердечие, трезвое рассуждение и эмоциональную восприимчивость. С детства он любил читать, а после войны 1812 года семья основательно занялась его обучением. Для этого в дом пригласили Семёна Амфитеатрова (Раича). Он привил Тютчеву любовь к родному языку.

В 1818 году 15-летнего поэта зачислили в Московский университет, где он получил степень кандидата отделения словесных наук.

Представленные в экспозиции фотографии Мюнхена XIX века рассказывают уже о следующем периоде жизни Тютчева, когда с зачисления на службу в Государственную коллегию иностранных дел в Петербурге началась его карьера дипломата.  Вскоре он отправляется за границу.  На выставке можно увидеть донесение Воронцова-Дашкова министру иностранных дел России Нессельроде о приезде в Мюнхен атташе Российской миссии Фёдора Тютчева. Есть в экспозиции и листы формулярного (послужного) списка поэта, а также официальная бумага о пожаловании ему в 1835 году звания камергера. Ещё один интересный документ – расписка Тютчева об обязательстве не вступать в масонскую ложу или иные тайные общества.

Служба не отнимала у поэта много времени, поэтому он успевал знакомиться с Мюнхеном и писать стихи. В то время растёт и крепнет его литературный талант. К слову, к своей поэтической деятельности Фёдор Иванович относился с большой скромностью. При жизни  книги его стихов издавались всего два раза. И он не имел издательского отношения ни к одной из них.

  • Тютчев во временя дипломатической службы и Элеонора Пересон.

  • Тютчев в 1860-е и Эрнестина Пфеффель.

  • Портреты Тютчева и Денисьевой.

  • Герб Тютчевых.

Четыре любви, четыре трагедии

На выставке есть портрет изящной Амалии Лерхенфельд – первой любви Тютчева, которая была на пять лет моложе его. Прелестная графиня отвечает поэту взаимностью. Тютчев попросил её руки, но родители девушки не сочли простого русского дворянина без фамильных титулов подходящей партией для своей дочери.

В 22 года Тютчев женился на Элеоноре Петерсон.  Благодаря общительности Элеоноры скромная квартира Тютчевых в Мюнхене превратилась в один из самых посещаемых салонов в городе. Первые годы семейной жизни были почти безоблачными и счастливыми. Но в 1833-м Тютчев встретил свою будущую вторую жену Эрнестину Пфеффель и начал оказывать ей знаки внимания. Всё это накалило обстановку в семье.

Элеонора пыталась покончить жизнь самоубийством. Фёдор пообещал ей разорвать отношения с Эрнестиной. А в 1838 году хрупкое здоровье его жены окончательно было подорвано, и вскоре её не стало. За одну ночь возле гроба жены Тютчев стал седым. Осиротели три дочери. Вскоре поэт женился на Эрнестине. Однако через время его настигло новое увлечение. На посетителей выставки с портрета взирает черноволосая красавица Елена Денисьева, которой Тютчев посвятил множество пронзительных стихов, названных Денисьевским циклом.

Роман с женатым мужчиной закрыл для Елены двери большинства домов Петербурга, ей многое пришлось вынести из-за любви к Тютчеву, от которого она родила троих детей.

Именно ей поэт посвятил известные строки:

Судьбы ужасным приговором
Твоя любовь для ней была,
И незаслуженным позором
На жизнь её она легла!

После смерти Денисьевой поэт примирился с женой.

Родовое гнездо

Ещё одну тематическую часть выставки составляют фотографии историко-литературного музея-заповедника «Овстуг». Начало истории этого родового имения положил дед поэта – Николай Андреевич, который в 1762 году уехал в Овстуг вместе с женой Пелагеей. Там он вскоре был выбран брянским уездным предводителем дворянства и стал богатеть. В конце XVII века супруги перебрались обратно в Подмосковье. А овстугское именье перешло по наследству их сыну Ивану.

Фёдор Тютчев же долго жил вдали от родных мест, но память о них не покидала его никогда. Туда он вернулся только в 1846 году. Приезд был печальным. Отца к тому времени уже не стало.

«Я пишу тебе в кабинете отца – в той самой комнате, где он скончался. Рядом его спальня, в которую он уже больше не войдет. Позади меня стоит угловой диван – на него он лёг, чтобы больше не встать. Стены увешаны старыми, с детства столь знакомыми портретами – они гораздо меньше состарились, нежели я. Перед глазами у меня старая реликвия — дом, в котором мы некогда жили и от которого остался один лишь остов, благоговейно сохранённый отцом, для того чтобы со временем, по возвращении моём на родину, я мог бы найти хоть малый след, малый обломок нашей былой жизни…» – написал Тютчев в письме к жене.

Его не увлекала однообразная деревенская жизнь. И приехать в Овстуг три года спустя его заставили только финансовые трудности. Жена и дочери, напротив, всем сердцем полюбили это место.

После смерти поэта вотчина Тютчевых сдавалась внаём и вскоре совсем пришла в упадок. Восстанавливать усадьбу начали во второй половине XX века.

В экспозиции есть снимки, запечатлевшие основателя музея Владимира Гамолина, усадебный дом, парк, церковь, мельницу и другие достопримечательности.

Познакомиться с экспозицией можно до конца января.
 


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×