Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 декабря 2015, 15:17
 Ирина Дудка 1457

Нас хотя бы стали слушать

Как белгородские производители ветеринарных препаратов выживают на местном рынке

Нас хотя бы стали слушать Сергей Теслюк. Фото Владимира Юрченко
  • Ирина Дудка

С импортозамещением на ветеринарном рынке области ситуация особенная: продукции местного производства много, а непосредственные её потребители продолжают закупаться в Бельгии и Италии. Фармацевтические компании жаловались, что их не слышат и не слушают. Губернатор Евгений Савченко даже инициировал проверку рынка ветпрепаратов, которая подтвердила, что местной продукции на нём лишь шестая часть.

Приоткрыли двери

Производитель средств защиты растений «Биоветзащита» работает на рынке с 2011 года. С прошлого года расширил деятельность, открыв производство дезинфектантов для животноводческих предприятий. Ежемесячно выпускает этой продукции на 7-8 млн рублей, на следующий год ставит планку в 16-20 млн рублей и строит планы расширения.

«Мы 80-90% продукции оставляем внутри региона, работая со многими нашими предприятиями от животноводства и переработки до медицины, – рассказывает заместитель генерального директора компании Сергей Теслюк. – Сами тоже плавно переходим на отечественных поставщиков сырья из Казани, Волгодонска и других городов».

Отечественное сырьё тут используют процентов на 70-80%, заменить остальное пока нет возможности. В 1990-е, когда химическая промышленность, как и другие отрасли, оказалась в упадке, Россия эти позиции упустила, и сейчас российские аналоги по качеству далеки от европейских.

– Какую долю на белгородском рынке дезинфектантов занимает ваша продукция?

– Такой статистики нет, холдинги не очень откровенничают. Они могут сказать, сколько в общем они закупили дезинфектантов, а остальное – коммерческая тайна. Хотя на рынке дезинфектантов мы только год, к нам ещё присматриваются, – говорит Сергей Теслюк.

– Легко ли было завоёвывать позиции именно у местных потребителей, вы почувствовали, что ваша продукция может выдержать конкуренцию с ведущими европейскими компаниями?

– Это очень сложно. Сейчас люди учатся экономить, и нам это даёт дополнительный плюс. Но человеческий фактор по-прежнему играет весомую роль. К примеру, есть мнение ветврача: он брал бельгийский препарат, который уже стоит 400-500 рублей за литр, мы его стараемся убедить, что наш не хуже, но если он упёрся, переубедить его практически невозможно.

– Проверка, инициированная губернатором, изменила отношение агропредприятий к местным производителям ветпрепаратов?

– Спасибо за этот шаг, они хотя бы приоткрыли двери для нас. Программа под патронажем Евгения Степановича помогает, люди пошли на диалог, хотя и не все, но основная масса готова встречаться и обсуждать.

– Обсуждать – ещё не значит действовать. Готовы ли агрохолдинги предоставить площадки для проведения экспериментов?

 – Не все. Как я уже говорил, человеческий фактор: если есть установка загубить препарат, всегда можно это сделать. К примеру, заправили дезинфектант, как мы рекомендуем, условно дали команду мойщику: тут мой, а тут не мой, и там, где он не помыл, взяли смывы – вот препарат и «не работает». Мы с этой проблемой сталкиваемся.

– И где же искать справедливость?

– Нужно проводить сравнительные тесты, обязательно собирать комиссию, чтобы были независимые люди, и желательно всё это зафиксировать.

– Какие перспективы работы вы видите на ближайшие годы?

– Хотим расшириться и выпускать не только средства дезинфекции, но также средства для мойки комплексов и легковых автомобилей.

Курс доллара не только  плох, но и хорош

Ещё один активный участник белгородского биофармкластера – «Белфармаком». По словам генерального директора Дмитрия Григорьева, под влиянием курсового скачка валюты и осознания необходимости переходить на российское, первое полугодие для компании оказалось очень неплохим. Во втором курс валют несколько стабилизировался, упали и продажи.

– Как у вас строится диалог с местными производителями животноводческой продукции?

– Решение о покупке принимает личность, которая не свои деньги тратит да и покупает не для себя, соответственно, решение не всегда обусловлено эффективностью, и наша продукция не пользуется таким спросом, каким могла бы, – говорит Дмитрий Григорьев. – Но при этом мы продаём не только в Белгороде, а по всей стране: от Калининграда и до Дальнего Востока, экспортируем в Беларусь и в Казахстан, готовимся выйти на рынок Азербайджана, подписали контракт с дистрибьютором в Пакистане. Эта возможность появилась благодаря новому курсу доллара. Он оказался не только плох, но и хорош, сделал нашу продукцию более конкурентоспособной на внешних рынках.

– Призывы переходить на отечественное слышны не первый год. Что за ними стоит? Вы ощущаете поддержку со стороны властей?

– Поддержка, которая оказывается компаниям в Белгородской области, существенно лучше, чем в других регионах. Благодаря посылам от губернатора и регионального правительства становится проще работать, нас хотя бы слушают. Ведь пробиться к некоторым клиентам порой просто нереальная задача, и то, что нас поддерживают, позволяет нам прийти, рассказать о своей продукции, показать её. Холдинги становятся более открытыми, но импортозамещение – это работа пяти последних лет, я имею в виду область. И нам было бы сложнее, если бы не было посылов на импортозамещение от руководства области, не факт, что мы бы построили тут производство.

– Вы производите продукцию из импортного сырья?

– Да, по сырью импорт – больше 70%.

– Не думали о том, чтобы выйти на рынок субстанций?

– В ветеринарии почти нет других субстанций, кроме как из Китая и Индии. Чтобы производство стало рентабельным, нужно иметь объёмы, как у Китая, который продаёт на весь мир. Нам сегодня занять эту нишу проблематично, нужно будет несколько лет работать в убыток, пока не придёшь к нужным объёмам по той цене, то есть это не только технологическая проблема, но и конкурентная. Вопрос в источниках финансирования. Если мы продаём наши продукты стабильно, если у нас сотни клиентов на один продукт, то есть смысл производить его в больших объёмах и делать для него субстанции, а сегодня спрос нестабильный.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×