Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
25 ноября 2015, 16:15
 Вадим Кумейко 4706

Инженер Гарин не при делах

«ОнОнас» выясняет, чего стоит «Гиперболоид» построить

Инженер Гарин не при делах Фото Игоря Гончарова
  • Вадим Кумейко
  • Статья

Читали книгу «Гиперболоид инженера Гарина» Алексея Толстого? Если нет, то вот вам краткое содержание: талантливый инженер изобретает гиперболоид – разрушительное лучевое оружие – и с его помощью ставит весь мир на колени. Недавно в Белгороде появился свой «Гиперболоид». Это секретное оружие гоночной команды Shukhov Racing Team, с помощью которого ребята из «технолога» собираются ставить на колени соперников в «Формуле Студент».

На создание фантастического романа писателя вдохновил завораживающий образ башни, построенной в 1922 году в Москве из секций-гиперболоидов. Конструкции эти, не имеющие ничего общего с оружием, изобрёл наш земляк – инженер Владимир Шухов, имя которого сегодня носит белгородский государственный технологический университет. Именно в стенах этого вуза появился гоночный автомобиль «Гиперболоид-1». А чудо-оружие, описанное Толстым, с научной точки зрения правильнее было бы назвать параболоидом. Писатель и сам был в курсе, что не совсем верно использует термин «гиперболоид», однако это название более «внушительно звучало».

Червь сомнений, или вопросы от блондинки

«Представляешь, ребята из «технолога» собрали свой собственный спортивный болид и собираются участвовать в гонках «Формулы Студент»!»

Мы стоим у кулера в редакции. Коллега Люба с кружкой горячего кофе встречает эту новость холодно и явно не разделяет мой оптимизм:

«Очередной прожект, который заглохнет на стадии чертежей и прототипов. Плавали, знаем».

Понять Любовь можно: слишком уж много через нас, журналистов, проходит новостей с заголовками типа «В Белгородской области планируют открыть…» и «В Белгороде в ближайшее время может появиться…», после публикации которых ничего не происходит. Но здесь явно не тот случай.

— Да нет же! Вот, посмотри: вот их группа в «ВКонтакте», вот фотографии узлов болида, вот уже готовый обтекатель, вот машина с мотором, – продолжаю общение с коллегой в аське.

— Ну а вот тут написано, что у них нет машины, да и проект слабоват! – парирует Любовь и сбрасывает ссылку на материал о прошедших осенью в Москве соревнованиях «Формулы Студент», где свой опыт презентовали и шуховцы.

«Эти соревнования незаменимы для молодых, только сформированных команд, – пишет выпускник Московского автомобильно-дорожного госуниверситета (МАДИ) Василий Костин в статье «В тени буфетов». В этом я убедился, послушав доклады новичков из Красноярска и Белгорода, выступавших в категории теоретиков – без испытаний машин, только с защитой проектов: многое из того, что должно быть подтверждено расчётом, делается по наитию».

«И не всё они сами сделали: например, мотор у них от «Хонды». Может, они вообще этот болид собрали из набора заготовок, как конструктор? В чём тогда их заслуга?» – продолжает бушевать Люба.

Мои доводы о том, что ребята из «технолога» молодцы уже потому, что тягаются с ведущими техническими вузами страны – МАДИ, МАМИ, МГТУ им. Баумана, – не произвели на неё впечатления. В итоге мы договорились, что я очень подробно расспрошу создателей «Гиперболоида» о том, каково это – построить гоночный автомобиль.

«Можешь от моего имени задать им «вопросы от блондинки». Напиши так, чтобы самый распоследний гуманитарий вроде меня понял, что построить болид – это не ишака купить».

Ну ок. С этой установкой я и отправился на встречу с Shukhov Racing Team.

Здесь располагается штаб-квартира Shukhov Racing Team.
Здесь располагается штаб-квартира Shukhov Racing Team.
Фото Игоря Гончарова

Гараж, болид, девушка

— Мы стоим возле нового общежития «технолога», видим одноэтажное здание с голубой крышей. Это ваша база?

— Эмм… Скорее, вам нужен сарайчик с обшарпанными стенами. Там сбоку висит баннер «Формула Студент», – наводит нас на цель по телефону пилот команды Антон Дикевич.

Через несколько секунд действительно замечаем во внутреннем дворе БГТУ винтажное строение с баннером на стене. Из дверей выглядывает симпатичная девушка, которая оказывается капитаном SRT. Виктория – а именно такое победное имя у капитана команды – в курсе нашего визита и сразу же ведёт нас в сборочный цех. Он же – гараж для болида.

На большом столе посреди помещения возвышается трубчатая конструкция, в которой угадываются очертания спортивного автомобиля: колёса, подвеска, двигатель с глушителем, высокая дуга безопасности над креслом пилота. Рядом со столом блестит полированными боками чёрный обтекатель, на носовой части которого нарисована хищная акулья пасть. Вокруг возятся трое парней с инструментами, которые то и дело поднимают раму болида на импровизированных домкратах.

«Готовимся к выезду в Шебекино, – поясняет Виктория Амельченко. – Будем проводить демонстрационный заезд для школьников, которые впоследствии могут стать абитуриентами БГТУ. Ребят, кому ещё кофе приготовить?» – обращается капитан к механикам.

«Ага, – отмечаю про себя. – Вот тебе и капитан: кофе всем готовит. Конечно, девушке тяжело в команде суровых технарей: всякие болтики, винтики, работа по локоть в мазуте – не женское это дело…» Однако уже через пару минут я вижу Викторию, которая вместе с механиками что‑то увлечённо крутит отвёрткой в болиде. Заметив мой удивлённый взгляд, она с улыбкой объясняет:

«Не удивляйтесь, это нормально. Я вообще учусь по специальности «дизайн архитектурной среды». В команду попала восемь месяцев назад – ребятам нужен был дизайнер. Сначала я вообще не понимала, что тут делаю. А теперь, как видите, я капитан команды. За это время меня и металл варить научили при помощи электросварки, и в формовке кузова принимала участие».

Виктория скромничает: на самом деле то, как будет выглядеть будущий болид, зависело именно от неё. Это она разработала дизайн стеклопластикового кузова-обтекателя и придумала украсить болид аэрографией в виде акульей пасти. Нашлось применение и наследию инженера Шухова: решётки воздухозаборников в понтонах (боковых выступах на кузове сразу за передними колёсами – прим. авт.) выполнены в форме знаменитых гиперболоидных конструкций.

Капитан команды Виктория Амельченко умеет работать и отвёрткой, и сварочным аппаратом.
Капитан команды Виктория Амельченко умеет работать и отвёрткой, и сварочным аппаратом.
Фото Игоря Гончарова

«Ни у одной другой команды нет аэрографии, а мы решили попробовать, – рассказывает капитан. – Рисунок подчёркивает не агрессивность, но стремительность. Ведь далеко не все, как мы, смогли за год построить гоночный автомобиль. А мы рванули с места в карьер! И, надеюсь, скоро будем наступать на пятки москвичам».

Работа над дизайном гоночного авто повлияла и на учёбу капитана SRT: до прихода в команду Виктория собиралась писать диплом на тему «Город будущего». Теперь она планирует защищать проект «Дизайн гоночного болида и постройка спортивной трассы для гонок «Формула Студент».

Слыша, с какой лёгкостью девушка оперирует такими понятиями, как «метод параметрического прототипирования» и «3D-фрезер с ЧПУ», проникаешься к ней уважением и понимаешь, насколько члены команды Shukhov Racing Team увлечены своим делом.

«Да мы сутками находимся в этом гараже, можно сказать, живём тут, – подтверждает мои мысли Вика. – Я всё лето отсюда не вылазила, все выходные проводила рядом с «Гиперболоидом». А когда он впервые поехал, я расплакалась. Мой эскиз поехал! Это непередаваемые ощущения!»

От идеи к победе

Днём рождения команды считается 25 сентября 2014 года – именно тогда ректор БГТУ им. В. Г. Шухова Сергей Глаголев принял решение о создании Shukhov Racing Team.

«В автоспорт меня привёл мой студент, а ныне уже аспирант и пилот нашей команды Антон Дикевич, – рассказывает куратор проекта, преподаватель «технолога» Артём Корнеев. – Зная, что мы увлекаемся автогонками, руководство вуза направило нас на первый российский этап «Формулы Студент», который в 2014 году проходил в Москве. Тогда мы впервые увидели, что это вообще такое, пообщались с командами. Вернувшись, рассказали всё ректору, который решил, что у нас тоже должна быть своя гоночная команда».

Отмашка была дана, и дальше дело было за малым – собрать команду и построить гоночный автомобиль. Из полусотни человек, которые изначально заявили о своём желании участвовать в проекте, на сегодня осталось чуть больше двадцати. К февралю 2015 года команда собралась. Её разделили на отдел поддержки, инженерный и механосборочный. Каждый отвечал за свой участок работы. По условиям «Формулы Студент» нужно не только спроектировать, построить, испытать автомобиль, но и подготовить его к продаже. Команда выступает в роли небольшой компании по мелкосерийному производству спортивных авто. Так что в Shukhov Racing Team работа нашлась не только суровым технарям, но и экономистам.

— Сколько стоит построить такой спорткар? – спрашиваю у Виктории, кивая на «Гиперболоид».

— По нашим подсчётам, 26 млн рублей. В эту сумму входят расходы и на разработку, и на комплектующие, и на маркетинг и рекламу – полный цикл создания и продвижения автомобиля. В июле мы ездили в Тюмень и со своим бизнес-планом заняли второе место. Могли бы занять и первое, но жюри не понравилось, как мы презентовали материал – не смотрели в зал. А уже в сентябре в Москве на соревнованиях «Формулы Студент» Russia-2015 наш бизнес-план стал лучшим.

— Пока нас полностью финансирует вуз, но в дальнейшем мы планируем перейти на самоокупаемость, – поясняет пилот Антон Дикевич. – Руководство нам намекает: «Мы вас не бросим и будем продолжать поддерживать, но пора бы начинать зарабатывать и самим». Мы ищем партнёров и спонсоров и, надо сказать, небезуспешно. Например, нам очень сильно помог белгородский завод «Сокол-АТС». Мы долго не могли изготовить поворотные кулаки (часть подвески, позволяющая колёсам поворачиваться – прим. авт.) собственной конструкции – нигде не было нужного оборудования. А гендиректор «Сокола» пошёл нам навстречу. Кулаки нам выточили на фрезерном станке с программным управлением. Когда мы были в Москве, другие команды нас долго выспрашивали, откуда у нас такие кулаки. Оказывается, такие детали даже в столице изготовить очень проблематично.

— В Тюмени их отметили даже представители итальянской компании Dalara, которая работает с такими марками, как Ferrari, – не без гордости добавляет Виктория. – Они входили в состав жюри. А вообще нам везёт с партнёрами. Например, автоспортивный комплекс «Вираж» дал добро на проведение испытаний «Гиперболоида» на их трассе. У многих команд нет такой возможности. Ребята с Урала рассказывали, что испытания своего болида проводили прямо в городе, на подходящей площадке перед торговым центром.

В трубчатой конструкции угадываются очертания спортивного автомобиля.
В трубчатой конструкции угадываются очертания спортивного автомобиля.
Фото Игоря Гончарова

— А как попасть к вам в команду? – интересуюсь у Артёма Корнеева.

— Машиностроение – это та отрасль, в которой могут себе найти применение и машиностроители, и экономисты, и дизайнеры, и материальщики, и программисты. Так что мы ждём всех. Любой студент или аспирант «технолога» может стать членом Shukhov Racing Team. А вот те, кто уже имеет диплом о высшем образовании – увы! – не могут входить в команду. «Формула Студент» – это проект только для студентов. Поэтому мы, преподаватели, можем только консультировать, а вот проектировать или крутить гайки – нет.

Похоже, что с таким подходом ребята действительно воплотят девиз команды «от идеи к успеху». А мне остаётся самое сложное – задать «вопросы от блондинки» главному по технической части команды Shukhov Racing Team Алексею Решетову.

Не ишака купить

— Вы серьёзно? – удивлённо смотрит на меня Решетов. – Вы правда хотите знать, чем наш автомобиль отличается от бус?

— Представьте, что вопрос вам задаёт типичная девочка-блондинка, – оправдываюсь я, – для которой нанизать в определённом порядке бусинки на ниточку – это творчество. А в чём творчество тут?

— Ок, попробую. В общем так – видите раму? Вот это и есть та ниточка, на которую мы нанизываем остальные части автомобиля – подвеску, двигатель, кузов. Мало просто нанизать комплектующие, важно всё рассчитать. Ты сидишь и думаешь: «Как бы всё так скомпоновать, чтобы всё работало, было надёжным и поменьше весило». Это инженерная задача, которую каждая команда решает по‑своему. В этом и есть творчество. Вот, например, корпус дифференциала (механического устройства, передающего крутящий момент от двигателя колёсам – прим. авт.) – кстати, нашей собственной конструкции. Мы долго думали, как его закрепить. Сверху, снизу – пробовали по‑всякому. Весь вечер голову ломали. А потом получилось как‑то само. Я сам не знаю, как эта идея нам пришла. Но в итоге мы его поставили, и он работает.

Несущую раму болида шуховцы изготовили сами из стальной трубы. Признаются, что габариты могли бы быть и поменьше, но зато в такой автомобиль влезает пилот любой комплекции. Та же история и с креслом пилота: спортивный «ковш», изготовленный под конкретного человека – рослого Антона Дикевича – позволяет с комфортом разместиться водителю любой комплекции.

«Мы интересное решение на одном англоязычном сайте подсмотрели, – заговорщицки сообщает мне Дикевич. – Сменные накладки на сиденья! Это ж так удобно – не выдёргивать всё сиденье, а поменять анатомические накладки под конкретного пилота. Думаем в будущем реализовать эту идею у нас».

«Понятно, что свой двигатель никто делать не будет – для этого нужны колоссальные ресурсы нескольких заводов. Поэтому у нас движок от спортбайка Honda CBR600RR, – продолжает экскурсию по болиду Алексей Решетов. – Не скрою, со слезами на глазах вынимали сердце из практически нового, сияющего мотоцикла. Кузов-обтекатель шуховцы делали сами из стекловолокна по эскизам капитана Виктории Амельченко, предварительно рассчитав на 3D-модели все аэродинамические характеристики».

«Не все команды учитывают аэродинамику, – рассказывает о своём детище Вика. – Считается, что в «Формуле Студент» не такие большие скорости – до 100 км/ч. А мы вот решили заморочиться».

Отдельная история – эпопея с рулём. Каждая команда проектирует и изготовляет его сама, придерживаясь регламента. У «Гиперболоида» было уже несколько штурвалов пилота, но и это не окончательные версии.

«В будущем руль будет с многофункциональным LCD-дисплеем, – рассказывает Виктория, демонстрируя эволюцию баранок спорткара. – Накладки мы печатали на 3D-принтере у нас, в Центре инноваций и дизайна БГТУ им. В. Г. Шухова. В будущем мы его ещё раз переделаем – в Москве члены жюри придрались, что вот тут внизу на руле не должно быть выемки, так прописано в регламенте «Формулы Студент».

Недавно шуховцы ездили в Центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ, чтобы испытать важный элемент безопасности автомобиля – гаситель фронтального удара. Именно он принимает на себя всю энергию, если автомобиль вдруг врежется в препятствие. Материал для него команда выбирает сама, а вот форма и сила удара, который нужно погасить, строго прописываются в том же регламенте – 150-страничной англоязычной библии всех конструкторов и гонщиков «Формулы Студент». Вообще, в регламенте очень строго прописано до винтика, что можно, а чего нельзя. Да уж, действительно, болид построить – не ишака купить!

P. S. Уже после того как «ОнОнас» пообщался с Shukhov Racing Team, на трассе АСК «Вираж» прошли первые ходовые испытания «Гиперболоида», которые автомобиль с честью выдержал. За рулём болида прокатился и ректор БГТУ им. В. Г. Шухова Сергей Глаголев, который похвалил конструкторов машины:

«Машинка резвая! Спасибо, молодцы. Какую им поставить оценку? Её уже поставили профессионалы, которые смотрели наш автомобиль на соревнованиях в Москве и Тюмени. По отдельным номинациям наши ребята уже стали победителями и призёрами». Ну что ж, будем надеяться, что это только начало большого пути от идеи к победе.

Инфографика Любови Турбиной

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×