Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
10 ноября 2015, 13:21
 Оксана Придворева 3418

Белгородские арт-сезоны. Part 1

В белгородском художественном музее экспонируют первую областную выставку изобразительного искусства

Белгородские арт-сезоны. Part 1 Фото Владимира Юрченко
  • Оксана Придворева
  • Статья

Нарисованные кофе картины соседствуют с гравюрами, каменное женское изваяние – с летним лугом на холсте, театральные декорации, уменьшенные в размере, – с глиняными свистульками и авторскими куклами. Творческих ограничений – никаких. Главное – работы должны быть свежими, созданными за последнее пятилетие.

Выставку, учреждённую управлением культуры Белгородской области, будут повторять раз в пять лет. Не конкурс и не подведение итогов, а своеобразный творческий отчёт для мастеров, давно сформировавших своё творческое видение, и первый бал – для начинающих. На открытии 30 октября в художественном музее 111 авторов-белгородцев представили более 200 работ.

«В чём отличие арт-сезонов от, например, экспонировавшейся ранее в художественном музее выставки по итогам конкурса, посвящённого 700-летию Сергия Радонежского? Теперь здесь нет конкурса, не выбираются лучшие работы. Кроме всего, в этой экспозиции – работы только белгородцев. Их собрали здесь для того, чтобы оценить мастерство маститых художников и открыть новые лица, тех, кто только заявляет о себе в творческом пространстве», – рассказала заведующая экспозиционно-выставочным отделом художественного музея Юлия Домонова.

Фрагменты храмовых росписей, декоративно-прикладное творчество, живопись, графика – экспозиция разнообразная. Здесь на полотнах белгородский собор соседствует с храмом Покрова на Нерли и мурманским портом, осень на Ворскле – с Дивногорьем. Однако кажется, что разные по жанрам и техникам работы белгородских художников всё же как будто переплетены между собой невидимыми нитями.

  • «Маяковский» Алексея Юсупова.

  • «Ангел» Алексея Юсупова.

Из красно-коричневого полумрака смотрит на зрителей «Маяковский» (2014) белгородца Алексея Юсупова. Взгляд его – с бешеным красным отблеском в белках глаз – пронизывает холодом и, кажется, следует за зрителем, откуда бы он ни посмотрел на картину. Лицо поэта застыло в гримасе полуболи-полупрезрения. Везде – красно: стена кроваво-кирпичная, бордовый пиджак. Руки – в карманах. В позе и во взгляде – вызов.

«Хотел показать целую эпоху ХХ века. А в Маяковском она как ни в ком другом лучше всего проявилась. Считаю его личностью выдающейся. Маяковский – это тот, кто, смотря на нас, людей, спрашивает: «А что вы сделали?», – передаёт замысел своей работы Алексей Юсупов. – Хочется вспомнить, как описывал Бунин Маяковского. Поэт то читал свои стихи с надрывом, то бормотал, а заканчивал выступление прозаично: «Кто хочет получить в морду, выстраивайтесь в очередь!» Мог человек сказать правду в лицо!»

Рядом с поэтом-футуристом – «Ангел» (2015). Вспышка света – и ангел с таинственными глазами как будто испытующе смотрит на нас сквозь замочную скважину.

«Часто обращаюсь к религиозным, библейским сюжетам. Года два назад у меня была выставка акварели, где я часто использовал библейские сюжеты: Сусанну, Данаю. Когда-то давно прочитал, что высшая точка для художника в его творчестве – когда он рисует на религиозные темы», – говорит Алексей Юсупов.

На противоположной стороне зала поместили гравюру «Мысли художника Федоренко А. И.» (2015) белгородской художницы Яны Серпуховой. К этой технике она пришла пару лет назад. Для работы берёт большой формат, что сегодня редкость. С технологией создания гравюры на картоне Яну познакомил её учитель, график Владимир Козьмин.

«Гравюра на металле отличается от гравюры на картоне. На металле больше работы с линией, а здесь – с плоскостями. В процессе появляются какие-то недосказанные моменты, которых ты не мог ожидать. Итоговый вариант всегда немного спонтанный», – рассказывает Яна.

«Мысли художника Федоренко А. И.» Яны Серпуховой.
«Мысли художника Федоренко А. И.» Яны Серпуховой.
Фото Владимира Юрченко

Задумана была, говорит Серпухова, ваза-голова, а символические цветы в ней – это мысли. На полотне каждый увидит своё: кто-то – кристаллы мыслей, классику внутренней сути, а кто-то приметит лестничные пролёты на пыльный чердак.

Художница задумала создать серию «Мыслей художников». Начав со своего любимого персонажа, Анатолия Федоренко, продолжит мыслями Алексея Юсупова.

Две литографии по мотивам кэрролловской «Алисы в стране чудес» – «Вниз по кроличьей норе» и «Вон из моего домика!» – представила на выставке молодая художница Мария Работнова. Она только пробует себя в этой незаслуженно забытой, как считает девушка, технике. Рядом со сказочными картинами – Машино впечатление от пленэров в Петербурге: акварельная «Нева» (2015), знакомая посетителям её первой персональной выставки.

В одном из углов притаилась «На волне» (2015) скульптора Александра Пшеничного. Эдакая русалка из пены морской, чьи ноги не скованы хвостом. Изгибы волны обнимают девичий стан, но вопрос – будет ли море с ней милосердно?

  • «Вниз по кроличьей норе» Марии Работновой.

  • «На волне» Александра Пшеничного.

  • «Актриса Маргарита» Натальи Расковаловой.

Супруга скульптора, Наталья Расковалова, дополнила экспозицию «Белгородских арт-сезонов» своими авторскими куклами из серии «Знакомые образы». А чтобы зрители не сомневались («Помним, знаем»), Расковалова дополнила каждую куклу отсылкой к авторам. Знакома нам «Актриса Маргарита» – правда, без имени! – Нико Пиросмани. Это она та самая актриса, что любила цветы из легендарного «Миллиона алых роз»! Если имени и не знаем, то уж точно помним внешне «Ла Гулю» – танцовщицу канкана, модель французского постимпрессиониста Анри де Тулуз-Лотрека. Ту самую, что часто мелькала на плакатах и рекламных афишах.

С многоцветием и многоголосием «Белгородских арт-сезонов» можно познакомиться до 23 ноября.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×