Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 августа 2015, 10:43
 Катерина Шаронова 5733

Медные истории

Белгородский коллекционер предоставил для экспозиции медное художественное литьё ХVI–XX веков

Медные истории Эмалевый киотный крест. Фото Наталии Козловой
  • Катерина Шаронова
  • Статья

С Русского Севера, из глухих лесов Заонежья, с берега реки Выг, а с другой стороны – из самого сердца России, сквозь столетия к нам дошли экспонаты выставки «Образ медный старинный». Предметы духовной культуры, возникшие в старообрядческих центрах, – основа нового арт-проекта Белгородского государственного художественного музея.

Белгородский коллекционер, предоставивший музею около сотни объектов, собирает иконы и иконки, кресты, складни, их фрагменты… с 1967-го, со времён, когда государственная идеология превратила их в вещи, не представлявшие ценности. Сегодня он обладатель довольно внушительной коллекции предметов христианской культовой металлопластики. Собиратель памятников старины, оставивший своё имя в тайне, сам провёл экскурсию по экспозиции.

«Это икона Антипа Пергамского, XIX век. Он – целитель. Помолитесь ему – зубы болеть перестанут», – с улыбкой начал он и увлёк зрителей за собой.

Рядом с иконой священномученика и ученика Иоанна Богослова разместили сразу две иконы Николая Чудотворца, XVIII и XX веков. Деревянных икон вы здесь больше не найдёте, всё остальное – произведения художественного литья из меди.

Вообще эту технику знала уже Древняя Греция. Распространились медные пластины по Древнему Риму и Византии. Одна из экспозиционных витрин выставки демонстрирует как раз византийские кресты. Самый ценный из них – крест VII века. Любопытно, что он резаный с листа. Сегодня, комментирует коллекционер, повторить такой никто не может – все льют.

  • В центре – крест Ангел Великого совета (одно из символических имён Иисуса Христа).

  • Деревянная икона Николая Чудотворца.

Интересно, что почти на всех из представленных экспонатов отсутствует клеймо. Известен только один автор – московский мастер-чеканщик конца XIX века Родион Семёнович Хрусталёв. В «Образ старинный медный» вошли его красивые бронзовые кресты с рельефом и многоцветными эмалями. Присмотритесь, будут видны монограммы мастера «М.Р.С.Х.», «Р.С.Х.» или «Р.Х.».

Неподалёку от них расположены древнерусские энколпионы IX–XIV веков различных конфигураций. Двустворчатые с подвижным оглавием, внутри этих крестов находились частицы мощей или других святынь. А носили их на груди. Как и похожие на них по конструкции – две круглые створки, соединённые шарниром, – образцы путной панагии «Богоматерь Знамение. Троица». Иконка в виде медальона, в ней верующие хранили частицы богородичного хлеба.

Вы увидите и многие вариации нательных иконок. Во времена гонений на старообрядцев микроформы (легко спрятать под одеждой), прочность материала (медные, не деревянные) были напрямую связаны с выживанием. Молельни устраивали подпольные, культовую утварь делали мобильной. Хотя ещё задолго до реформ патриарха Никона и церковного раскола возникла эстетика многостворчатых складней и многочастных икон, как и нательных иконок, отмечает рассказчик. Наши предки брали их с собой в дорогу. Отсюда пошло понятие путевой иконы.

  • Спаяны воедино иконки «Сошествие во ад» и «Богоматерь Всех скорбящих радость».

  • Многостворчатый складень.

  • Эмалевый киотный крест.

В начале XVIII века культовое литьё из меди официально оказалось вне закона. Почему? В 1722-м и 1723-м Пётр I издал указы «О воспрещении употреблять в церковных и частных домах резные и отливные иконы». И, наверное, перестало бы существовать, если бы старообрядцы не занимались им. Один из их крупнейших медных центров этого времени – поморский Выговский монастырь. Здесь устроили литейную мастерскую, здесь возник феномен выговского литья, оказавший влияние на культуру других старообрядческих локаций. Например, на знаменитый край Гуслицы (ныне – территория между Орехово-Зуевским и Егорьевским районами Московской области). Простые, несколько грубоватые, архаичные художественные формы, литьё, что здесь создавали, расходилось по всей России. Вы увидите гуслицкие киотные кресты с шестикрылыми херувимами, иконки, складни, их фрагменты. Золочёные, посеребрённые, подёрнутые малахитовой патиной, они свидетели уникальной культуры старообрядцев, без которой картина русской духовности была бы неполной.

Выставку завершат в конце сентября.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×