Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
31 августа 2015, 09:40
 Ольга Алфёрова 5150

Спецоперация «Крещение»

Корреспондент «Белгородских известий» побывала на крещении срочников

Спецоперация «Крещение» Фото Владимира Юрченко
  • Ольга Алфёрова
  • Статья

«В две шеренги стана-а-вись! Шага-ам ммарш!» – отряд солдат оказывается на территории Преображенского собора. 39 молодых мужчин со всей страны: из Хакасии, Удмуртии, с Урала, которые прибыли по призыву в Белгород и сейчас пришли в церковь, чтобы креститься и принять православную веру.

Ну, с богом!

Парни в камуфляже заходят в крестильную комнату, а мне приходится выйти, дабы не смущать юношей во время таинства. Разоблачившись до белья, солдаты шлёпают в тапочках обратно в шеренги. 39 пар одинаковых сапог, штанов и кепок переплелись клубками у стены, 39 затылков предстали моему взгляду из-за стеклянной двери. Ребята стоят по команде «вольно», я наблюдаю расслабленные, слегка сутулые плечи и автоматически выпрямляю спину.

Крещение проводит протоиерей Виктор Кравец. В начале двухтысячных он выезжал в Чечню, где поддерживал служащих, родственников погибших, проводил службы. Был награждён за мужество и медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени. Короткий диалог – и мы получаем благословение на работу, я – возложенной на голову рукой, фотограф – быстрым и свойским подмигиванием. Отец Виктор всё делает как-то зычно, широко и в то же время легко и с юмором.

«Вторая шеренга – полшага назад!» – мягко, но уверенно командует священник и начинает читать молитву.

Солдаты получили необходимый инструктаж и знают, что делать: в нужные моменты крестятся, поворачиваются, называют свои имена.

  • Крещение проводит протоиерей Виктор Кравец.

«Отрицаемся! – хором рапортует отряд, повернувшись спиной к алтарю, то есть отрекаются от Сатаны и дурных дел и помыслов. Три раза дунули, три раза плюнули – прямо-таки заговор и: – Сочетаемся со Христом!»

Маленькими ножничками вроде маникюрных священник совершает постриг короткой солдатской щетины. Это символический знак отсечения своей воли и подчинения её воле Божьей.

«В шеренгу по одному!» – команды звучат негромко, спокойно, и парни, помазанные елеем, гуськом следуют к небольшой купели.

Окунувшись в воду, глубоко дыша, обтираются полотенцами и одеваются, уступая место следующим. После четырёх десятков окунаний у фотографа, снимающего купель, мокрые ноги, у священника – тоже.

Обход вокруг алтаря, зажжение свечей – и ритуал крещения завершён, теперь каждый официально является членом православной церкви и получает нательный крест и соответствующий сертификат. В графе с крёстными родителями – прочерк.

«Крестные обязательны для детей до 12 лет, – объясняет служительница храма, – а взрослые люди уже самостоятельно несут ответственность за свои поступки перед Богом».

Из мусульман – в православные

Младший сержант Андрей Шеянов, ответственный по работе с верующими военнослужащими, рассказывает, что обряд крещения солдат проводится после каждого призыва:

«В военной части Белгорода есть Храм во имя Святого благоверного князя Александра Невского. Там проводятся службы, и любой желающий может приходить туда, общаться со священником. Все походы в храм и прочее – исключительно добровольно, священник лишь проводит беседы с теми, кто желает принять христианскую веру».

В армии лояльно относятся ко всем традиционным религиям, позволяя следовать своим обычаям, например совершать намаз в нужное время, если это не противоречит служебным обязанностям. Приходя в армию, каждый новобранец заполняет анкету, где в числе прочего указывает свою религиозную принадлежность. Если в части набирается более 15 % сторонников какой-то религии – туда по возможности назначается священник.  

«Был один парень, сын пастора баптистской церкви, – продолжает Андрей. – Так он, общаясь в части со священником, принял решение креститься, и отец его отнёсся к этому достаточно спокойно. И что вообще удивительно, за последние пять лет шестеро мусульман сменили свою веру на православную».

Из 900–1 000 человек, которые с каждым призывом поступают на службу в белгородскую часть, на самые большие праздники в церковь приходит около 200 и несколько десятков солдат регулярно посещают храм.

Вопрос на миллион

«Многие ребята решают креститься, потому что раньше не было такой возможности, – размышляет Андрей. – Серьёзно, вот приезжает человек из небольшого села где-нибудь на Урале, а там ближайший храм за 600 км. Он, может, и не выезжал так далеко ещё».

Алексей, напротив, из большого города – Екатеринбурга, там возможностей было достаточно, но, наверное, не хватало мотивации.

«Даже не знаю, почему раньше не крестился, – парень немного задумался, прежде чем ответить. – Просто не складывалась ситуация. А сейчас у меня девушка верующая, думаю, она меня и вдохновила на это».

«Родители не крестили – уж не знаю почему, хотя сами верующие люди», – Сергей из Кемеровской области тоже не сразу даёт ответ на мой вопрос, слова подбирает с трудом – сложная тема.

«Извините, не могу рассказать – личное», «так захотел», «а как иначе?» – я получаю от парней такие неопределённые ответы и не вижу в их глазах понимания. Мне не хватает чёткого, аргументированного объяснения, зачем взрослый человек принимает такое решение и почему оно приходит к солдатам здесь, во время службы.

«Зачем мне это? Сложно сказать словами. Как будто всё теперь правильно стало, легче на душе сразу», – Сергей находит нужные слова и будто освежает ими: я тоже нахожу подходящий ответ для себя.

Это – один из многих ритуалов, которыми наполнена наша жизнь, а чёткие общепринятые модели придают мироощущению устойчивость и надёжность. Представился Богу, словно поздоровался за руку – утвердил собственную веру. Для многих парней армия – едва ли не первое место, где приходится играть жёстко, по-взрослому, испытывать свои силы. А где ещё брать силу духа, как не в вере – в Бога ли она, в прекрасное будущее или в самоё себя.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×