Жизнь после смерти
1912-й. 17-летний Сергей Есенин, переезжая в Москву, покидает Константиново. Однако сюда вплоть до 1925 года он будет нередко возвращаться: проведать близких и родные места и отдохнуть душой.
1965-й. В канун 70-й годовщины рождения поэта на его родине решили создать мемориальный музей. В комиссию по увековечению памяти Есенина вошли поэты и литературоведы, скульпторы, музейщики и сёстры Сергея Александровича – Екатерина и Александра.
«В течение нескольких дней в Рязани были отремонтированы стулья, настенные часы фирмы «Габю» в деревянном футляре, два сундучка, зеркало, большой ведёрный самовар, дубовый стол с резными ножками, отреставрирована икона Казанской Божьей Матери… Быстро воссоздали посудный шкаф, нашли деревянные кровати, бытовавшие в Константиново при жизни поэта. Из Ленинграда, из Пушкинского Дома, доставили знаменитую лампу с зелёным абажуром, при свете которой работал поэт в родительском доме, а также локон волос, срезанный на память после его гибели», – делился позднее воспоминаниями первый директор музея Владимир Астахов.
Музей Есенина как филиал рязанского областного краеведческого музея открыли 2 октября 1965 года. Спустя почти 20 лет, в 1984-м, константиновским постройкам присвоили статус музея-заповедника.
Знакомый ваш, Сергей Есенин
О чём расскажет белгородцам приехавшая из Рязанской области выставка?
О том, как складывался быт в Константиново тех времён, – через личные вещи родителей Сергея Есенина: отцово полотенце, материн грибок для штопки.
О родных есенинских местах – через копии фотографий и картины рязанских художников. Вот на фото – дом помещицы Лидии Кашиной, прототипа Анны Снегиной из одноимённой поэмы. А вот – «В амбаре» Анатолия Титова. Амбар, постройка 1913 года, помнил Есенина: здесь он ночевал летом: поэту нужно уединение, и здесь же появились, по воспоминаниям сестёр, «Возвращение на родину» и «Каждый труд благослови, удача!».
О творчестве – о том, чем жил и дышал поэт: через копии рукописей и автобиографию, через репринты прижизненных изданий, например третье издание поэмы «Пугачов» (именно так, через «о»), выпущенное в 1922 году в Берлине Русским универсальным издательством, и через оригинал «Персидских мотивов» (1925).
Есть среди экспонатов и личная вещь Есенина – его перчатки. О том, почему оригиналы экспонируются в единичном экземпляре, рассказала заведующая отделом научно-экспозиционной, выставочной и проектной деятельности музея-заповедника Валерия Евдокимова.
«По музейным правилам перевозить оригинальные рукописи и бумаги нет возможности. Практически все прижизненные издания Сергея Александровича хранятся в наших фондах, и, для того чтобы дать возможность познакомиться с ними широкому кругу, мы сделали репринтную коллекцию. Личные вещи поэта попадали к нам через родственников, с ними проще. Например, перчатки передала в музей внучатая племянница Сергея Александровича. Если бы белгородцы приехали к нам в Константиново, в выставочной экспозиции они бы их не увидели – перчатки хранятся в фондах музея», – пояснила Валерия.
Познакомиться ближе с Сергеем Есениным в Литературном музее можно до 30 ноября.
Выставка «Знакомый ваш, Сергей Есенин» – часть межмузейного обменного проекта. В его рамках в октябре этого года в Константиново представят выставку линогравюр Станислава Косенкова к рассказу «Красное вино победы».