Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
01 августа 2014, 17:52
 Екатерина Шаронова 4978

Виолончелист Валерий Михайлов: Мой уход из оркестра пошёл мне только на пользу

О творчестве в эмиграции с музыкантом беседует обозреватель «Белгородских известий» Екатерина Шаронова

Виолончелист Валерий Михайлов: Мой уход из оркестра пошёл мне только на пользу Фото Вадима Заблоцкого
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

Валерий Михайлов – экс-солист Белгородской государственной филармонии и экс-виолончелист нашего симфонического оркестра. Два года назад музыкант приобрёл электровиолончель и начал играть джаз. Это кардинально поменяло его жизнь – Михайлов оставил оркестр и все силы направил на сольное творчество. Развивать его музыкант отправился во Францию.

На несколько недель Михайлов прибыл в Белгород, и сейчас идут переговоры с руководством филармонии о возможности его выступлений. Уже известны даты двух концертов с участием виолончелиста. 3 августа вместе с Тимуром Халиуллиным (карильон), Михаилом Пидручным (флейта Пана, сопилка, волынка) и Николаем Антоненко (ударные) он выступит в концерте, посвящённом Дню города. А 16-го – в рок-баре Roxbury вместе со своими друзьями, белгородскими джазменами, будет играть джаз. 

– Валерий, после долгих лет развития в области академического искусства каково было обратиться к совершенно иному музыкальному направлению?

– Безумно сложно. Но я пытаюсь прогрызть этот гранит и открываю для себя очень много нового в музыке – в её ритме и в её эстетике.

– А академический инструмент ты не оставляешь?

– На акустике я, к сожалению, не играю уже давно. Нет времени. Поскольку классическая виолончель и её электронная версия требуют разной манеры исполнения. Я ощутил эту разницу. И перестраивать свою технику, свои игровые ощущения не так просто, иногда и вовсе губительно для музыканта. Решил пока не распыляться.

– Нет сожаления по поводу того, что оставил оркестр?

– Нет, это пошло мне только на пользу. Оркестр – большая машина, в которой личность музыканта сильно нивелирована. Для оркестра это хорошо, ведь там совершенно другие задачи: главное – совместная игра в одной манере, в едином времени и звуковом ощущении. А это негативно сказывается на сольном мастерстве. Совмещать это очень тяжело. И для себя я принял решение – покинуть оркестр и играть сольно и в ансамблях.

– И тогда ты отправился в столицу…

– В Москву ехал с мыслью проявить себя как музыкант. Но сделать это, оказалось, не так просто. По какой-то сложившейся традиции в нашей стране часто успех определяет не мастерство, а умение заводить и поддерживать связи. Кроме того, здесь с осторожностью относятся ко всему новому, не обращая внимания на его качество. Вот мы и решили попытать счастья за границей. А поскольку я всегда любил большую воду, море – величайшее явление природы, которое не может не вдохновлять на музыку, на творчество, – и тёплый климат, отправились на юг Франции, в Ниццу. Ехали разведать обстановку, и так случилось, что там и обосновались.

– Мы? Давай поясним, что ты имеешь в виду гитариста Артёма Усачёва, с которым вы составили Jazz duet Electrolive.

– Именно. Костяк ансамбля – моя виолончель и гитара Артёма. На концертах, понятное дело, мы его расширяем, включаем ударную секцию, клавишные и духовые инструменты.

– Ты не только великолепный виолончелист, но и потрясающий композитор. Собственно, можно выделить два главных блока твоего творчества – знаменитые джазовые стандарты, от которых ты отталкиваешься и импровизируешь, и композиции, сочинённые тобою.

– Чик Кориа, Хорас Сильвер, Дюк Эллингтон… – на проверенных десятилетиями темах многих легендарных джазменов учатся все без исключения музыканты. И основываясь на этих своеобразных хрестоматийных схемах, ты уже сам выбираешь, в каком стиле играть – свинг, фьюжн, фанк, бип-поп. Впитываешь в себя эту музыку – и рождаются идеи собственных композиций.

– А есть разница между тем, как публика воспринимает известные мелодии и композиции вашего сочинения?

– Коллеги замечают, что в программе были произведения им неизвестные, и задают вопросы. Некоторые из наших композиций профессионалы оценивают достаточно высоко. Не хочу судить, насколько наши произведения сопоставимы с признанными. Мне достаточно того, что у публики они получают положительный отзыв. Значит, будем двигаться в этом направлении. И пытаться поднять планку выше, чтобы сочинения Electrolive по-настоящему были достойны находиться в одной программе с выдающимися творениями мастеров.

– На каких площадках приходится играть?

– В основном это джаз-клубы, где мы представляем собственное творчество. Рестораны – более коммерческое направление джаза. Там мы играем в традиционной манере, что упрощает восприятие музыки людьми, которые пришли приятно провести время, поужинать под живую музыку. И даже играем на улице. В Ницце это общепринято – французы очень любят живую музыку. Нам приятно. И к тому же это приносит неплохой доход.

– Как на тебя влияет Ницца, её культурное, в первую очередь – музыкальное пространство?

– Этот южный французский город многонациональный. Наполовину итальянский, наполовину французский. И много выходцев из восточной и западной Европы, Африки, США, арабских стран, бывших советских республик. Очень мощная русскоязычная диаспора. Оттого Ницца мультикультурна. Там отлично развито исполнительское искусство. Прекрасная консерватория. Оперный театр с огромным симфоническим оркестром. Целая плеяда джазовых музыкантов, как местных, так и приезжих, в том числе и из США, где джаз считается, пожалуй, главным направлением в музыке. Большое количество концертов. Естественно, всё это сильно влияет.

– В Белгород ты прибыл после джазового фестиваля в Ницце.

– Джаз-фестиваль в Ницце – один из трёх самых крупных в Европе. В этом году в его рамках прозвучали 75 концертов, играли более 500 исполнителей. Когда-то здесь выступали такие маститые джаз-музыканты, как Диззи Джилепси, Джимми Клифф, Майлз Дэвис, Сара Вон, Чарли Мингус. И вот теперь мы стали его частью. К нашему дуэту примкнул ударник из Парижа Тома Делор. Играли свой джаз.

– Что за тенденции ты наблюдаешь в современном джазе?

– В джазе происходит непрерывный прогресс. И тот огромный опыт и достижения, для которых классической музыке понадобились столетия, джазовая приобретает буквально за годы. Неудивительно, джазмены учитывают опыт не только академического искусства, но и выдающихся певцов и композиторов современной мировой эстрады. Кроме того, сейчас развиты коммуникации. Если раньше приходилось искать записи, собирать их по крупицам, то теперь они в свободном доступе, на YouTube например. Музыканты могут не знать друг друга, находиться на разных концах планеты и при этом учиться друг у друга. Это мощнейший стимул для прогресса в музыке. Что ещё? Есть возможность постоянно играть с разными музыкантами. И не только в одном составе, но и, например, на джем-сейшене. Там ты впервые видишь другого исполнителя, слышишь его манеру игры – обмен опытом моментальный. После в индивидуальных репетициях осмысливаешь это и добавляешь в свою исполнительскую копилку.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×