Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 ноября 2014, 15:44
 Евгений Грицков 3828

Партизаны в городе

«ОнОнас» рассказывает про мирные войны на грани искусства, самовыражения и вандализма по-белгородски

Партизаны в городе Необчные смайлы радуют пешеходов на мосту у рынка «Салют». Фото Евгения Грицкова
  • Евгений Грицков
  • Статья

Для того чтобы город, в котором ты живёшь, стал как минимум интереснее и оригинальнее, не нужно сложных проектов и целевых государственных программ – многое можно сделать своими руками. Партизанинг – хороший способ не дожидаться решения городских властей «о благоустройстве территории». Главное – суметь удержаться на тонкой грани и не скатиться в банальный и осуждаемый всеми вандализм...

Творческие взломщики

Искусствоведы вряд ли могут точно сказать, когда художникам стало скучно и тесно в рамках музеев и галерей. В наше время выставочными площадками всё чаще становятся старые промышленные здания и городские улицы. Всё больше творческих людей стремятся разрушить границу между искусством и повседневностью. Сам художественный язык стали использовать как инструмент для изменения окружающей реальности: можно разукрасить серую стену, канализационный люк или скамейку яркими красками, а на ставшие привычными контактные скульптуры и памятники зимой надеть разноцветные вязаные шарфы и шапки (чтоб не замёрзли!). На пешеходном мосту через железную дорогу вдруг появляется целый выводок круглоголовых смайлов, а в самом центре города из неглубокой реки Везёлки выныривает крутящийся перископ жёлтой подводной лодки…

Если вкратце, то в этом и состоит смысл партизанинга – нового явления, родившегося на стыке уличного искусства и общественной деятельности. Название этому течению придумали его отцы-основатели Антон Польский (он же Мэйк) и Игорь Поносов. Для России такие виды активности в новинку, а на Западе этим делом занимаются уже больше полувека. Есть и своя терминология: например, слово «хакинг» или его «обрусевший» аналог – «хактивизм» (смесь хакерства и активизма) – происходят от английского глагола to hack – «взломать». Это слово означает творческий «взлом» окружающей городской среды с целью привлечения внимания к её проблемам. Например, «хактивисты» самовольно рисуют зебры на трудных для перехода оживлённых участках дорог, закрашивают или закладывают кирпичной стеной назойливую и безвкусную рекламу, а могут и букву М в вывеске MсDonalds изобразить со стекающими каплями крови, намекая на сомнительную пользу фастфуда.

Перископ подводной лодки почти месяц наблюдал за горожанами из Везёлки.
Перископ подводной лодки почти месяц наблюдал за горожанами из Везёлки.
Фото Евгения Грицкова

На грани законности?..

Будет заблуждением думать, что «партизаны» непременно обрекают себя на вечную ночную полуподпольную жизнь в маске и с кисточкой. В Мехико, например, новый мэр создал творческий аналитический центр с офисом на крыше самого высокого здания города. В этом центре полтора десятка активистов, дизайнеров, психологов и урбанистов обсуждают с чиновниками и горожанами вопросы развития Мехико как творческого пространства. Они отбирают талантливых людей разных профессий, в течение месяца обучают, а затем вместе с ними участвуют в решении конкретных городских задач. Опыт и знания правительственных чиновников в сплаве с нетривиальным мышлением, новыми подходами и методами молодых специалистов позволяют принимать смелые решения и создавать совершенно новый облик города.

Примеры успешного взаимодействия общественных активистов, урбанистов и городских властей есть не только за океаном. Например, когда мэр Москвы Сергей Собянин спросил гуру мировой урбанистики Яна Гейла, что нужно сделать для благоустройства Москвы в первую очередь, тот ответил: «Тверская – историческая центральная улица. Уберите парковки с Тверской». И парковок не стало через три месяца.

Белгород как площадка для творчества

До Мехико и даже Москвы Белгороду, конечно, далеко. Однако и у нас уже есть опыт плодотворного сотрудничества городских чиновников с уличными художниками – летний конкурс по стрит-арту на стенах зданий тому живой пример. Да и самые настоящие «партизаны» у нас имеются – с нестандартным мышлением и позитивным творческим подходом.

Всем белгородцам известен пешеходный мост неподалёку от рынка «Салют». Люди, идущие по мосту, улыбаются вместе со смайлами, которые нарисованы на металлических шарах на ограждениях моста. Автор «улыбчивого» стрит-арта неизвестен  – художники, занимающиеся таким творчеством, предпочитают себя не афишировать. Во многом потому, что чаще всего судьба их творений – быть убранными, закрашенными коммунальными службами или, наоборот, исписанными всякой непотребщиной. Но колобки-улыбки у нас берегут: коммунальщики их не только не закрасили, но и позволили смайликам «размножаться» – в итоге на мосту появляются новые улыбающиеся физиономии, а те, над которыми поиздевались хулиганы, – восстанавливаются.

А почему нет?

Прогуливаясь по проспекту Богдана Хмельницкого возле Белгородского индустриального колледжа, вряд ли сразу обратишь внимание на небольшую электрическую будку у дома номер 78. Зато если глаз зацепиться за этот необычный арт-объект, то равнодушно пройти мимо вряд ли получится: из двери будки, искусно замаскированной под стену дома, словно пробив кирпичную кладку, выглядывает нарисованная человеческая рука, будто её хозяин, запертый внутри шкафа, пытается выбраться наружу.

Электрическая будка у дома номер 78 по проспекту Богдана Хмельницкого.
Электрическая будка у дома номер 78 по проспекту Богдана Хмельницкого.
Фото Евгения Грицкова

«ОнОнасу» удалось встретиться с автором этого «художества», который на условиях анонимности согласился рассказать о своих работах и раскрыть некоторые секреты.

– Как вообще может родиться в голове такая идея?

– Не сразу, – улыбаясь, отвечает собеседник – назовем его Пётр Партизанов. – Однажды просто попалась на глаза эта невзрачная будка. И я решил разукрасить её в цвета прилегающей кирпичной стены дома, даже пыль на белом бордюре нарисовал. Через некоторое время будку исписали своими «автографами» местные любители граффити, захотелось восстановить. И уже тогда пришла в голову идея с рукой.

– Рука эта и сейчас в целости и сохранности. Только снова что-то подрисовали. Но у тебя были работы, которые просуществовали гораздо меньше времени. Расскажи про девочку с книгой на дереве.

– Будка – просто украшение городского пейзажа, как, например, и крышки люков, на которых нарисованы игральные карты. Их можно увидеть на улице Попова, недалеко от областной научной библиотеки, и на Народном бульваре – возле деловой библиотеки. Просто заметил, что есть некрасивые объекты, и придумал, как сделать их привлекательнее. Девочкой же хотелось удивить прохожих, немного взбудоражить…

Крышки люков, раскрашенные под игральные карты, можно увидеть на улице Попова недалеко от областной научной библиотеки и на Народном бульваре возле деловой библиотеки.
Крышки люков, раскрашенные под игральные карты, можно увидеть на улице Попова недалеко от областной научной библиотеки и на Народном бульваре возле деловой библиотеки.
Фото Евгения Грицкова

– Не будешь тут взбудоражен, когда поднимешь голову и увидишь на пятиметровом дереве девочку с книжкой «Квантовая механика»…

– Для начала нужно поднять голову. Наблюдал за реакцией людей: многие просто не замечали. Но те, кто замечал, находились, конечно, в шоке.

– Трудно было это сделать?

– Интересно. Нужно было придумать, как соорудить манекен, книжку сделать, чтобы бросалась в глаза, найти место подходящее. Удачно в парке Гагарина стали пилить ветки на деревьях – место сразу и нашлось. И, как пишут в страшных книжках, «под покровом ночи…», боясь, что будет ехать какая-нибудь машина с включёнными фарами, а я тут девочку на дерево поднимаю…

– Перископ подводной лодки посреди Везёлки породил в Интернете довольно много шуток-прибауток.

– Тоже ночью делалось. Конструкция ещё более сложная. Причём нужно было всё спроектировать и собрать так, чтобы перископ не утонул и чтобы его не унесло течением. А ещё хотелось, чтобы он вокруг оси вращался, будто кто-то действительно из реки наблюдает за окружающими. Нужно было подобрать подходящую трубу, придумать якоря-противовесы. Когда всё было готово, я выбрал время, чтобы прогулочные лодки возле парка уже не плавали. В кустах тайком надул лодку и доставил перископ к месту базирования. Случайным свидетелем установки всей конструкции стал рыбак, который, по-моему, очень удивился.

– И сколько прожили девочка и перископ?

– Девочка недели три просидела, перископ примерно с месяц наблюдал за горожанами.

Девочка с учебником квантовой механики устроилась на спиленном дереве в парке Гагарина.
Девочка с учебником квантовой механики устроилась на спиленном дереве в парке Гагарина.
Фото Евгения Грицкова

– Жалко?

– К этому нужно быть готовым. Ведь основная задача – немного развлечь людей, вырвать из повседневности – в итоге была решена. Если честно, то я думал, что инсталляции всего пару дней продержатся, а две-три недели – это хороший срок.

– Наверное, посвящённые в подробности твоего хобби друзья не раз задавали вопрос: зачем?

– На это у меня вопрос встречный: а почему нет? Если возвращаться к вопросу о грани, о вандализме: кому мешает перископ? Почему не сделать в месте, где отдыхает много людей, что-то такое, что заставит их лишний раз улыбнуться, сфотографировать, привести друзей, гостям города показать?

Можно и не прячась

Скрывать своё лицо совсем не обязательно, если хочешь придумать и сделать что-нибудь интересное. Например, сотрудники белгородской дизайн-студии «M207» заметили одинокую засыхающую липу недалеко от сцены-ракушки в парке Победы и решили, что нужно её как-то украсить. Взяли 1 800 небольших колокольчиков, развесили на ленте, которой ушло 250 метров, и все это водрузили на дерево. Во-первых, это было красиво, а во-вторых, это великолепие мелодично звенело при малейшем дуновении ветра. Правда, к исходу первых суток с момента создания инсталляции половину колокольчиков прохожие сняли «на сувениры». Но разве дело не стоило того?

  • Дерево с колокольцичками в парке Победы.

  • Дерево – дело рук ребят из дизайн-студии «М207».

Когда наступили первые осенние холода, ребята из «М207» придумали проект «Памятники тоже мёрзнут» и стали надевать на контактные скульптуры, которых в Белгороде в избытке, вязаные шарфы и шапки. На первый взгляд это может показаться бессмысленным, однако если вдуматься, этот проект не несёт в себе ничего, кроме добра и позитива – он оригинален, забавен и даже полезен, поскольку стимулирует горожан бережнее относиться к своему здоровью.

Директор «М207» Геннадий Арчибасов рассказал, что подобных проектов в городе мало:

«Люди просто осторожничают, и осуждать их за это трудно. И профессиональный дизайнер, и обычный студент, обладающий фантазией, одинаково опасаются «получить по шапке» за своё творчество. А чиновник боится идти навстречу этому явлению, опасаясь негативного отклика со стороны общественности или выговора от вышестоящего начальства».

Но это не значит, что нужно сидеть сложа руки. Если у тебя есть интересная идея, всегда можно найти и соратников, и спонсоров. Даже власти могут поддержать: мы любуемся с лета картинами на стенах домов в центре города, а кто об этом ещё год назад мог подумать?

За последние пару лет студенты – будущие дизайнеры – красочно расписали 22 подъезда жилых домов в Белгороде, Северном, Новосадовом и Никольском. Конечно, здесь уже ночью не порисуешь – хотя бы одобрение жильцов дома нужно иметь. Но это в буквальном смысле слова яркий пример взаимодействия творческих людей, властей и горожан в деле благоустройства города. И если ты, читатель, тоже можешь сделать город немного лучше и знаешь как – присоединяйся!

Прочитать другие статьи ноябрьского «ОнОнаса» можно бесплатно взяв журнал в местах распространения.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×