Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
30 июля 2014, 16:15
 Екатерина Шаронова 7675

Новые лица старых домов

В Белгороде развивают культуру уличной живописи – то, что заставляет нас оторвать свой взгляд от земли и оглянуться вокруг

Новые лица старых домов Дом по ул. 50-летия Белгородской области, 13. Фото Владимира Юрченко
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

Во всём мире из года в год стрит-арт набирает обороты. Белгород также продолжают завоёвывать масштабные настенные фрески (мураль), которые заставляют по-иному взглянуть на ту среду, в которой мы живём. В июне управление молодёжной политики Белгорода объявило конкурс «Стрит-арт» на оформление фасадов зданий и сооружений в стиле граффити. Его первые победители уже воплотили свои эскизы.

Искусство, живущее на улицах

Комиссия городского конкурса «Стрит-арт» получила около 20 заявок. В трёх тематических номинациях: «60-летие Белгородской области», «Белгород – зелёная столица» и «Белгород – город воинской славы». Дома на улицах Победы, 83, Калинина, 1, Садовая, 25, 50-летия Белгородской области, 13, проспекте Б. Хмельницкого, 77 – их выбрали для воплощения эскизов победителей. Учитывали, что эти жилые здания в ближайшие годы не попадут под программу капитального ремонта. Кроме того, чтобы рисунок вышел полноценным, их стены должны быть глухими.

Во многих городах России «легальные» стены (роспись которых согласована с городскими властями, жильцами домов) – редкость. В Белгороде часто власть создаёт условия для того, чтобы возникли мурали, делая улицу свободным выставочным пространством.

«Дюймовочка» в центре Белгорода

Первые победители – сёстры Дария и Анастасия Лисич, студентки 5-го курса факультета дизайна Белгородского государственного института искусств и культуры. Тема взаимоотношений природы и человека позволила молодым художницам выиграть в номинации «Белгород – зелёная столица». Дом на улице 50-летия Белгородской области, 13 девушки начали расписывать 17 июля. Работая с пяти утра и до десяти ночи с перерывом на обед, они завершили всё через неделю.

Сочная зелень и яркие краски как будто и в самом деле распустившихся цветов – когда-то жёлтый и безликий, фасад здания преображён. Не привлекающий внимание, теперь он приковывает все взгляды прохожих, заставляя одних улыбнуться, других задуматься. О чём? О том, что человек всё больше отдаляется от природы: на благоухающем фоне он – лишь контур, незаполненная краской часть своеобразного холста. Но авторы не перестают надеяться на то, что человек вспомнит: он – часть природы. И оставили бьющимся его сердце – большую красную лилии. В контексте их живописи она символизирует плодородие, надежду, веру.

Дария и Анастасия Лисич.
Дария и Анастасия Лисич.
Фото Владимира Юрченко

– Ваш профиль – графический дизайн. Могу ошибаться, но это совсем не стыкуется с монументальной живописью. Как вы обратились к огромным настенным росписям?

Анастасия: Вы правы. Занимаясь графическим дизайном, имеешь дело с малыми формами. Но как-то мы вдохновились работами художников, расписывающих большие стены. Нам безумно захотелось попробовать себя в стрит-арте. И рисовать именно мурали.

Дария: Монументальное искусство превратилось в наше увлечение.

– Когда и с чего начали?

Д.: Начали несколько лет назад, особо активно работаем в этом направлении последний год.

А.: Первые наши холсты – стены квартир. В основном нам заказывают изображение морских пейзажей. Конечно, интересно, но если ты рисуешь это постоянно, то всё превращается в карусель, с которой хочется сойти. Кстати, мы даже придумали акцию – бесплатно оформим стену в квартире или доме, но с условием, что по нашим эскизам. Речь о сюжетных вещах – иллюстрациях-импровизациях на сказочные темы. Обращайтесь.

Затем мы перебрались на улицу и рисовали в технике граффити-каллиграфии в парке Ленина. Как-то расписали и стену дома. Но ни с кем это не согласовали – и пришлось закрасить.

– А на кого из художников стрит-арта ориентируетесь?

Д.: Мы рассматриваем очень много работ и наших, и зарубежных художников. Но в первую очередь назову польскую Etam Cru – одну из ведущих команд уличного искусства. Стены у них, конечно, гигантские – 11-этажки. У нас нет такого оборудования.

– Строительные леса имеете в виду?

Д.: И леса, но главное – краны с монтажными люльками. На самых высоких домах работают со снаряжением, как у скалолазов. Но на это нужно разрешение. А чтобы его получить, нужно обучаться.

– В случае с монументальной живописью художник сталкивается и с другими проблемами. При большом масштабе изображаемого не всегда удаётся адекватно воспроизвести его пропорции.

Д.: Верно. Приходится часто отходить, ведь ты не видишь то, что рисуешь.

А.: Собственно, эскиз мы делали с учётом этого и включили в композицию большое количество мелких деталей – их вблизи легче рисовать.

  • Дария Лисич.

  • Анастасия Лисич.

– Примерно 6 метров в высоту и 16 в длину – так вы определяете размер выполненной росписи. Получается, что ваша работа – самая большая в Белгороде.

А.: Видимо, так и есть. По крайней мере, из тех, что я знаю, самым масштабным называют пейзаж с церковью на улице Победы, 69 (первый опыт оформления жилых домов росписью: пленэрный этюд с изображением церкви посёлка Дубовое – Новиков при участии художников Станислава Дымова и Николая Коркина выполнил на стене дома в 2009-м, приблизительный размер: высота – 5 м, ширина – 16 – прим. авт.).

– Предварительно чем-то обрабатывали стену? Какими красками работали? И сколько материалов понадобилось, чтобы воплотить эскиз?

Д.: Да, сначала мы её прогрунтовали. Используем профессиональные фасадные акриловые краски. Валиками закатываем большие плоскости. А прорисовываем баллонами и кисточками. Использовали около 30 литров акрила. Более 20 колеров, которыми мы её разводили. Штук 40 баллонов.

– Вы ведь не только стали победителями «Стрит-арта», но и всероссийский грант выиграли. С каким проектом?

Д.: Мы хотим расписывать стены, но делать мурали с социальной направленностью – скажем, иллюстрации к произведениям или стихотворения, написанные в стиле граффити-каллиграфии. Вот в этом и состоит суть нашего грантовского проекта. В его рамках нам предстоит роспись стен.

– А эту работу включите в грантовское портфолио?

Д.: Безусловно. Эскиз мы создали специально для конкурса «Стрит-арт». Но подумали, что рисунок вполне отвечает и целям гранта. Его тема – сказки и персонажи, а то, что мы изобразили, можно рассматривать и как иллюстрацию к андерсеновской «Дюймовочке».

Владимир Евенко.
Владимир Евенко.
Фото Владимира Юрченко

Дом, превращённый в холст

Ещё один победитель в номинации «Белгород – зелёная столица» – Владимир Евенко. Владимир – инженер-конструктор на «Энергомаше», а в художественной среде Белгорода известен как автор портретов в стиле поп-арт. Для воплощения его эскиза строительные леса перенесли к дому на проспекте Б. Хмельницкого, 77. Вместе с Ириной Казариной он принялся за роспись этой стены вечером прошлой пятницы и сегодня её завершит. Молодые люди работали по вечерам и все выходные.

Образ радостной девушки на качелях – первая мысль, которая возникла у Владимира, когда он узнал о конкурсе «Стрит-арт». Собственно, это и послужило основой для композиции его эскиза (к слову, эскизов на конкурс он, как и сёстры Лисич, отправил несколько, и возможно, какой-то из них ещё будет выполнен). Позже добавились забавная собачка, дерево, травы и затерявшиеся в них цветы. Всё органично вписалось в окружающее пространство, образовав с ним диалог. Если вы отойдёте подальше, то увидите, что старый каштан, растущий у стены справа, как бы становится частью композиции, изображённой ребятами.

Такой рисунок скоро завершат на стене дома по проспекту Б. Хмельницкого, 77.
Такой рисунок скоро завершат на стене дома по проспекту Б. Хмельницкого, 77.
Эскиз предоставлен Владимиром Евенко

– Понятно, что место, где будете рисовать, вы не выбирали. Как вы его оценили?

– Дом красивый, старый. Прикасаясь к его стенам, чувствую историю.

– Какие-то подготовительные работы перед нанесением рисунка были?

– Кое-где зазор между кирпичами оказался достаточно большим. Пришлось штукатурить, заделывать эти швы. А так только счистил пыль, смахнул паутину. Граффити-краска хорошо легла (около 25 баллонов ушло) на эту поверхность.

– Ваш проект несколько меньше, чем у Лисич, – около 6 метров в высоту и где-то 10 в длину. Но всё же он масштабен, вы уже имели дело с подобным размером?

– Это только второй мой опыт монументальной росписи. До этого мы оформили стены одного из кафе на Харьковской горе.

Евенко подтвердил также, что сознательно уходит от того, чтобы нагружать свою работу смыслами. Ему важнее её эстетическое восприятие зрителем. Лёгкость, беззаботность – такое ощущение она должна вызывать у прохожих. Но на что бы авторы ни сделали акцент, их искусство стремится разрушить буднично равнодушное отношение людей к окружающей их городской среде. Причудливый симбиоз забытой после развала Советского Союза традиции монументального искусства и западных тенденций уличной живописи снова становится востребованным.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×