Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 апреля 2014, 14:20
 Мария Литвинова 5159

«Хранители» без предрассудков

Изучая Средневековье, мы пристальнее всматриваемся в себя

«Хранители» без предрассудков Фото Марии Литвиновой
  • Мария Литвинова
  • Статья

Если вы рассчитываете, что у вас получится зайти к «Хранителям» на часок, а потом дальше пойти по своим делам, – не обольщайтесь. Ничего не выйдет. Будьте готовы к тому, что вы попадёте в другую реальность, где время замедляется. Вы проведёте там много часов, но и этого покажется мало. Вы будете жадно впитывать дух средневековой эпохи. А когда выйдете на свежий воздух – почувствуете, как закружилась голова от интенсивности городской жизни. После погружения в мир «Хранителей» даже маленький вечерний Белгород покажется вам суетным и шумным Вавилоном.

Дверь в Нарнию

Клуб исторической реконструкции Средневековья «Хранители» хоть и находится в самом центре Белгорода, но вход в него не так просто заметить с улицы. Как дверь в Нарнию.

Неброская вывеска над полуподвальным помещением стандартной многоэтажки. Со стороны трудно догадаться, что за ней начинаются чудеса. Внутри ещё одна дверь, со шнурком. Дёрнув за него, услышите звон колокольчика. А за ней живут средневековые немецкие рыцари и русские богатыри.

«Наш клуб воссоздаёт культуру Южной Руси и Восточной Пруссии XIV века – одного из самых загадочных и непостижимых средневековых периодов», – говорит «хранитель» рыцарь Эйзен. В миру это один из создателей клуба «Хранители», историк и реконструктор Роман Максимов.

В клубе два отделения: прусское и русское, в которых занимаются юноши и девушки. Среди них студенты и аспиранты белгородских вузов, а также работающие молодые люди, которые подростками пришли в клуб и повзрослели вместе с ним. Каждый выбирает себе отделение по душе, а также имя, которым будет себя там называть. Мефодия, например, в обычной жизни зовут Александром. Но он предпочёл называться именно так: потому что нравится.

Сами вы тёмные

Как выясняется, реконструкторы не только изучают и воссоздают определённый пласт эпохи. Они считают своим долгом ещё и реабилитировать Средневековье, которое, по их мнению, несправедливо называют упадническим, тёмным и скудным в плане культурного наследия.

Своими открытиями «Хранители» опровергают не только это заблуждение и предрассудок. Они уверены, что многое лучшее в человеке и для человека было заложено именно в средние века.

«Менталитет средневекового человека можно сравнить с менталитетом подростка, – считает руководитель «Хранителей» Инесса Максимова, внутри клуба – княжна Веда. – Бурные в своих эмоциях, эти люди тянулись к красоте, стремились развивать кругозор, философствовали и размышляли о месте человека в мире. В чём-то прямолинейные и максималисты, в чём-то они были более, чем мы, честны в своих мыслях и чувствах. Их внутренняя свобода была, без сомнения, больше нашей, а религиозные условности и ограничения не искажали её, поскольку воспринимались как средство самосовершенствования».

Как «хранители» пришли к этому выводу? Обо всём по порядку…

Фото Марии Литвиновой

Гуд! Станцуем под самогуды

Реконструкторы исследуют археологические находки, сохранившиеся миниатюры, фрески, письменные источники, воссоздавая предметы оружия и быта, обычаи, боевые приёмы и танцы предков. Они изучают особенности мировоззрения, сословного этикета и уровень культуры средневекового купца, воина, феодала, крестьянина и ремесленника. Пытаются восстановить фрагменты как можно полнее, подробнее, соединить их, проанализировать и раскрыть объёмную картину жизни того отрезка времени. Благодаря их труду мы можем узнать многое из того, что, казалось бы, навеки спрятала история в свои тайники.
Как, к примеру, танцевали наши предки? «Хранители» могут продемонстрировать множество примеров танцевального искусства, которым владели средневековые люди. При этом они не только воссоздают средневековые музыкальные инструменты (лиру, флейту, гусли-самогуды), но и играют на них. Многие ребята из клуба – неплохие музыканты.

Из одной тарелки

«Хранители» пользуются расшифровками музыкальных табулатур, наглядными пособиями служат миниатюры с изображениями танца, сопоставляя которые, они и воссоздают его технику. Таким образом «хранителями» реконструирован дворянский прогулочный танец басс-данс, общий танец дворянской молодёжи бассель, парный танец горожан, хороводный танец, подобный нашему «ручейку». Сложность лишь в определении темпа музыки, так как на средневековых табулятурах он не указывался. Но «хранители» уверены: европейцы слушали музыку и танцевали для души, поэтому музыкальный темп мог изменяться в зависимости от желания и настроения самих музыкантов.

«Многое можно понять и о нраве, характере средневекового человека, узнав, как он танцевал, – рассказывает Эйзен. – Просто так познакомиться дворянину с понравившейся девушкой было практически невозможно, а во многих случаях – неприлично. Для этого-то и существовали прогулочные виды танцев в Европе – для того чтобы в это время можно было побеседовать, узнать двум молодым людям друг друга поближе. Интересно ещё и то, что на званых обедах и ужинах молодой феодал и дама могли есть из одной тарелки – тоже в целях более тесного общения».

Фото Марии Литвиновой

Отключи мозг, бей по-московски

Как это ни странно, но танцы древних русичей остаются для нас загадкой. Что и как танцевало простое сословие – более-менее известно. А вот о хореографических пристрастиях знати не осталось никаких сведений. «Хранители» предполагают, что средневековая Русь склонялась в этом отношении к Востоку, где знати неприлично было танцевать. На всевозможных празднествах танцоры специально приглашались для увеселения, на их искусство принято было лишь любоваться.

Одним из самых интересных процессов в работе клуба является реконструкция видов средневековой рукопашной борьбы. Русичи и европейцы и в этом отношении имеют коренные различия. Европейская борьба – наследница греко-римской борьбы, она вся построена на законах физики и геометрии. У русичей всё с точностью до наоборот: например, техника борьбы по-московски, реконструированная «хранителями», восходит к природной интуиции, хитрости и инстинктам.

Доспехи не наспех

Невероятно сложная работа – реконструировать доспехи и оружие того периода. В XIV веке на смену кольчужному доспеху пришёл пластинчатый, что серьёзно модернизировало как формы оружия, так и приёмы борьбы. Причём, например, X–ХIII века оставили гораздо больше сведений о русских доспехах, одежде и вооружении, чем XIV век. Оказывается, во многом это связано с организацией погребений по православному обряду, когда прижизненные вещи уже не сопровождали человека в мир иной и его облачали в обрядовую одежду.

В работе реконструкторов крайне важен тот факт, что в давние времена не могло быть двух одинаковых, идентичных вещей. Средневековые мастера допускали большое разнообразие в изготовлении предметов одного и того же типа, так как жёстких стандартов производства тогда не существовало. Это не только значительно усложняет работу, но и позволяет достигать часто неожиданных результатов, вырабатывать новые навыки и методы. «Хранители» пытаются приблизиться к особенностям существования живших в ту эпоху людей, чтобы понять, как они мыслили. Но это не означает, что работа в полностью идентичных средневековым условиях гарантирует успех. Наоборот, зачастую это является большой ошибкой многих реконструкторов.

«Если мы шьём средневековое платье, – рассказывает Инесса Максимова, – это не значит, что мы не пользуемся современными швейными машинами. Шов, который делала швея XIV века, по качеству может посостязаться с машинным XXI века. А своими «современными» руками мы рискуем сделать шов на уровне работниц века VIII–IX. Или получится дешёвая вещь, шитая для бедняка. Современный человек – технократ, он потерял массу навыков, которыми обладали наши предки».

Фото Марии Литвиновой

Голову с плеч!

Средневековые люди, по мнению реконструкторов, выгодно отличались от нас тем, что умели чувствовать природу материала, из которого можно что-либо изготовить. Мы же, наоборот, пытаемся любой материал подчинить своим целям. Поэтому многие предметы в современном мире недолговечны и нефункциональны. Любопытно, что, в отличие от современных товаропроизводителей, средневековые люди не производили халтуры, что распространено сейчас. Мясники, кузнецы и прочие ремесленники давали клятву добросовестно выполнять свою работу. И если причиной смерти рыцаря или князя становился некачественный доспех (или, к примеру, несвежее мясо) – всю семью халтурщика могли казнить. Такая вот строгость была залогом честности производителей и торговцев. По средневековым меркам это было вполне справедливо.

Чем ещё занимается клуб «Хранители»? В журнальном материале обо всём не расскажешь! Это и резьба по дереву, и реконструкция конной амуниции, и выявление защитных свойств доспеха, и восстановление приёмов боя с оружием, и средневековая кухня... А ещё реконструкторы читают и анализируют средневековую литературу и поэзию, изучают основы сословного менталитета и правового сознания наших далёких предков.

Форт в конюшне

И, конечно же, какой средневековый рыцарь без коня! Искусству верховой езды и ведению боя верхом на коне «хранители» уделяют много времени. Несколько лет назад областное управление молодёжной политики, под ведомством которого и находится клуб, помогло реконструкторам с помещением под конюшню в Сосновке.

Вот так: кто-то мечтает о «Форде» в гараже и бриллиантах. Наши реконструкторы не покупают машин. Зато у них в конюшне настоящие драгоценности – кони Форт и Алмаз.

Клуб научной реконструкции «Хранители» давно перерос любительский уровень, считают его руководители. По сути, он достиг статуса научно-исследовательской лаборатории. Ведь немало экспонатов, находящихся в музеях области, сделано руками «хранителей», а работу клуба высоко ценят Российская академия наук и учёные-историки БелГУ.

За уши из забвения

…А вместе с тем время идёт. Эпохи пластами накладываются друг на друга, погребая под собой предшествующие. Историки и археологи пытаются вытащить из трясины прошлого тайны предков, увидеть хотя бы верхушку того айсберга, который с каждым годом всё глубже погружается в забвение.

Может быть, через сотни лет на Земле будут существовать люди, подобные «хранителям», смыслом жизни которых будет раскапывать сведения и о нас с вами. Возможно, далёкие потомки захотят узнать, какими были на самом деле люди XXI века, такие загадочные и непонятные для них. Вероятно, так оно и будет. Но сегодня, стараясь больше узнать о своих предках, мы пристальнее всматриваемся в себя: кто мы, откуда, куда и зачем идём?


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×