Пять лет назад культурный слой исторической части Белгорода изучала археологическая экспедиция НИУ «БелГУ» под руководством доцента кафедры российской истории, кандидата исторических наук Владимира Сарапулкина и заведующего археологической лабораторией Андрея Божко.
Сначала на месте разрушенного собора в 2009 году провели геофизическую разведку электрометрическим методом, что помогло сузить площадь археологических раскопок до юго-западной части Свято-Троицкого собора. Обнаружили подвальное помещение, которое формой и ориентировкой повторяло юго-западный придел храма. Найденные кирпичи и состав раствора характерны для архитектуры XVII–XVIII веков. Когда археологи расчистили стены подземного сооружения, они увидели два оконных проёма с подоконниками, выложенными старинной голубой плиткой. На уровне верхнего сохранившегося ряда кладки историки обнаружили фрагменты церковного облачения – чёрную ткань с золотым шитьём. На облачении было пять медных позолоченных пуговиц и два одёжных крючка.
«Поскольку наш музей является литературным, подобные выставки мы никогда не организовываем. Но в этот раз сами участники экспедиции принесли нам все предметы, и мы решили сделать исключение. В экспозицию вошли небольшие вещи, интересные прежде всего специалистам-историкам: пластины, пуговицы, крюки, нательный крест, игрушка-свистулька, монеты», – рассказала научный сотрудник литмузея Елена Бекетова.
Как известно, пещерку накрыли стеклянным куполом, а рядом построили часовню. Но не все знают, что во время раскопок 2009 года их участники столкнулись с ещё одной интересной находкой. К юго-западу от стены подвального помещения раскопа было найдено детское погребение. Историки датировали его более поздним временем, чем подвальное помещение. На груди у ребёнка, умершего в возрасте 3–4 лет, нашли медный крест, а по краям ямы обнаружили шесть гвоздей, оставшихся от гроба.
Справка. По преданию, в 1754 году, предчувствуя скорую смерть, святитель Иоасаф распорядился похоронить его в каменном склепе под стеной Свято-Троицкого собора. Склеп строился для погребения нескольких архиереев, и после смерти епископа Луки (Конашевича) закрытую пещерку открыли. Монахи воспользовались случаем открыть гроб святителя Иоасафа и увидели в нём нетленные мощи. В скором времени в пещерку устремились верующие. Массовое паломничество к мощам началось в 1760–1765 годы.
Анна Кущенко