Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 июня 2014, 15:49
 Екатерина Шаронова 3912

Кто сказки Пушкина нам заново расскажет

Белгородцам представляют произведения известных советских художников, которых вдохновил великий русский поэт

Кто сказки Пушкина нам заново расскажет «Пушкин и няня» Якова Троупянского. Фото Вадима Заблоцкого
  • Екатерина Шаронова
  • Статья

«Что за прелесть эти сказки», – говаривал Пушкин и, по обыкновению, попадал в самую точку. Сказки – нечто очаровательное, нежное, то, что негромко и неспешно рассказывают детям перед сном. Выставку «Сказки А. С. Пушкина» экспонируют в подобной атмосфере камерного пространства Литературного музея. Экспонаты предоставил санкт-петербургский Всероссийский музей А. С. Пушкина.

В витрине у входа экспозиционного зала – необыкновенная скульптурная композиция из белого с золотом фарфора. Александр Сергеевич, уже взрослый, но подле своей милой нянюшки Арины Родионовны. Он внимает ей, а мыслями, кажется, уже далеко, на лице его – безмятежное счастье. Воплощённые знаменитым ленинградским скульптором Яковом Троупянским эти двое застыли в веках. С их сказок почти для каждого из нас начинается Пушкин.

А экспозиция начинается с выразительного сопоставления литературы и художественного искусства – под стеклом соседствуют редкое Полное собрание сочинений Пушкина конца XIX века и великолепная шкатулка, где поэт изображён вместе с сюжетами своих сказок. Собственно, это и есть выставочная концепция – представить волшебный мир, порождённый фантазией русского гения, таким, как его вообразили и воплотили известные русские художники и мастера театрально-декорационного и декоративно-прикладного искусства XX столетия.

Наступал 1949-й, в Советском Союзе готовились к празднованию 150-летия со дня рождения Александра Сергеевича. Естественно, что грядущий юбилей стимулировал книгоиздателей и иллюстраторов – большими тиражами выходили пушкинские сочинения. На выставке преобладает графика именно этих лет.

  • Эскизы кукол из папье-маше Оскара Клевера.

Красочные графические листы Татьяны Мавриной рассказывают нам «Сказку о мёртвой царевне и семи богатырях». Они поражают продуманностью композиции, кропотливой проработкой нюансов, цветовыми решениями. Скажем, первая из них – «Царевна и Чернавка в лесу». Как детально передан костюм царевны – красный сарафан с изящным василькового цвета узором! Сколько оттенков зелёного использовала автор, чтобы создать массив дремучего леса, на который надвигается ночь! Он и его обитатели (филины и ночные птицы с их светящимися во мраке глазами) – художница предельно точно передала напряжённо зловещую атмосферу этого фрагмента пушкинского повествования. Любопытны и книжные заставки, которые она использовала, с диковинными зверями и растительным орнаментом.

Если Маврина на протяжении всей творческой биографии иллюстрировала пушкинские произведения, то художник Владимир Милашевский случайно согласился оформить «Сказку о попе и о работнике его Балде». Но так увлёкся процессом, что проиллюстрировал все сказки Пушкина. Можно сказать, именно они раскрыли в нём дар иллюстратора – после он оформил около сотни детских книг. Его графические листы отличает больший формат и гротесковая манера изображения. Серию открывает многосюжетная композиция: на первом плане Балда, изображённый этаким советским богатырём, за ним шумит град (крайне интересно рассматривать множество занятных сценок из его жизни), а где-то в его недрах мелькает забавный зелёный чёртик. Или взять картинки Милашевского к «Сказке о рыбаке и рыбке» – какие энергия и динамика в них присутствуют! К любой обратимся. Грозна и страшна Старуха. Точно полководец, несётся она по Подводному царству в раковине моллюска, запряжённой чудо-юдо рыбами. В руках её – молнии. Вглядываемся дальше – начинает проступать авторская ирония. Да и мы хорошо знаем, что это всего-навсего мечта, ослепившая её и обернувшаяся крахом: старуха снова возвратится к разбитому корыту.

  • Лист из серии «Сказка о рыбаке и рыбке» Владимира Милашевского.

В экспозицию вошли и образцы уникальной лаковой миниатюры – шкатулки, авторы которых – мастера прославленной школы Палеха: Евгений Мельников, Галина Баканова, Владимир Панин. Невероятно тонкая, ювелирная работа Панина, к примеру, обращает к поэме «Руслан и Людмила». На крышке шкатулки светятся яркие темперные краски: золото богатырских луковок-шлемов и мерцание чешуек их кольчуги, серебро накатывающихся пенистых волн, кроваво-алый развивающийся плащ Руслана и голубовато-белый цвет кожи призрачно хрупкой Людмилы.

Чудесны и произведения театрального художника Оскара Клевера: «Старуха», «Старик», «Рыбка» и «Старуха-царица» – акварельные эскизы кукол и уже воплощённые в папье-маше персонажи «Сказки о царе Салтане» («Царевна-Лебедь», «Гвидон», «33 богатыря», «Бабариха», «Повариха» и т. д.). И изящные фарфоровые и фаянсовые скульптурки, и традиционная дымковская игрушка, и хромотипии к «Сказке о мёртвой царевне». Каждый из представленных экспонатов попал в «Сказки А. С. Пушкина» не случайно. При этом организаторы выставки сознательно отказались от комментариев – здесь некорректно говорить о большей или меньшей художественной ценности, значимости арт-объекта. Важно только ваше восприятие. И, конечно, в первую очередь – детское.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×