Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
19 марта 2014, 17:19
 Наталья Почернина 3220

В гармонии звуков и чувств

Искусство слышать друг друга молодые музыканты постигают в симфоническом оркестре Белгородского государственного института искусств и культуры

В гармонии звуков и чувств Фото Владимира Юрченко
  • Наталья Почернина
  • Статья

Когда-то в античном театре был такой обычай: пением и плясками пояснять зрителю, что происходит на сцене. Этим занимался хор, а место для него называлось орхестра. Много веков спустя в Италии решили возродить греческую драму, из этого родилась опера. В первых европейских операх действие сопровождал не хор человеческих голосов, а хор голосов инструментальных. Название же ему оставили эллинское – оркестр. С тех пор так именуется любое большое собрание музыкальных инструментов, играющих вместе.

В начале было дело!

Говорят, что престиж города во многом определяется тем, есть ли в нём симфонический оркестр. В Белгороде филармонический симфонический оркестр появился в 1993 году, а вот студенческий был организован в Белгородском музыкальном училище ещё в 1959-м. Инициатором его создания стал первый директор учебного заведения Дмитрий Криворебренко – блестящий трубач, военный дирижёр, бывший начальник военно-оркестровой службы Южной группы советских войск в Германской Демократической Республике.

В 1960-е годы, по воспоминаниям выпускников училища, оркестр поднялся на небывалую для молодого областного центра высоту. В одной из программ студенческий коллектив исполнял Четвёртую симфонию и Первый концерт для фортепиано с оркестром П. Чайковского – своими силами, без участия приглашённых профессиональных музыкантов. Дирижировал в тот вечер известнейший маэстро Израиль Гусман, приехавший в Белгород после записи программы в Харькове. Когда же в областном центре открылось новое здание драматического театра, в фойе перед началом спектаклей играла струнная группа оркестра во главе с концертмейстером, скрипачом Виктором Слободчуком. Да-да, тем самым, которому суждено было впоследствии стать художественным руководителем БГАДТ имени М. С. Щепкина!

На протяжении всей истории студенческого коллектива им руководили настоящие энтузиасты своего дела. В последние годы за дирижёрским пультом симфонического оркестра БГИИК (в структуру которого теперь входит музыкальный колледж имени С. А. Дегтярёва) стоит молодой, но хорошо знакомый белгородским меломанам по работе с симфоническим оркестром Белгородской государственной филармонии маэстро Дмитрий Филатов.

Инструмент определяет сознание

Обычно в профессиональном симфоническом оркестре играют 80–100 человек – как, например, в Белгородской филармонии. Студенческий коллектив такой численностью похвастаться, конечно, не может – его составляют около 50 молодых музыкантов. Они играют в группах струнных смычковых, духовых (деревянных и медных) и ударных инструментов. Для струнников игра в оркестре входит в обязательную программу обучения, а вот среди духовиков происходит отбор в коллектив: берут только лучших, самых способных.

...Карл Маркс утверждал, что бытие определяет сознание, а симфонические дирижёры говорят, что инструмент влияет на характер музыканта. Струнники имеют дело со сложными инструментами, им приходится много заниматься. Поэтому они выделяются среди прочих оркестрантов собранностью, прилежностью, целеустремлённостью. Духовики, по наблюдению Дмитрия Филатова, более шаловливые. «Медные» отличаются прямолинейностью, резкостью суждений – настоящие брутальные мужики. «Деревяшки» устроены более сложно. Вот, к примеру, гобоисты... Им приходится набирать в лёгкие очень много воздуха, а дырочка-то в гобое маленькая! И весь этот объём они вынуждены держать в себе, давиться воздухом! Как рассказывал в цикле телепрограмм о музыкантах симфонического оркестра известный английский дирижёр Георг Шолти, многие гобоисты от этого даже сходят с ума.

«А у флейтистов всё наоборот, – смеётся Дмитрий Филатов, сам флейтист по первому образованию. – Восемьдесят процентов воздуха – в трубу! Лёгкость необыкновенная, ничего в себе не задерживают».

Кстати, дружеские отношения у оркестрантов чаще всего возникают внутри своей группы инструментов. А вот романтические – за её пределами, что, впрочем, совсем неудивительно: ведь среди духовиков и ударников преобладают юноши, а среди струнников – девушки.

От Гайдна до Манчини

Репертуар, исполняемый оркестром, достаточно широк. Прежде всего это классика – обязательные произведения, которые необходимы для приобретения навыков оркестрового исполнительства: Ф. Гайдн, В. Моцарт, Л. Бетховен, Ф. Шуберт, П. Чайковский. Есть в репертуаре и произведения композиторов ХХ века – к примеру, сюита в старинном стиле А. Шнитке. 6 марта студенческий симфонический оркестр БГИИК дал концерт к Международному женскому дню: звучали популярные эстрадные мелодии, саундтреки к фильмам «Титаник» и «Пираты ХХ века», киномузыка Генри Манчини...

С оркестром сотрудничают преподаватели музыкальных дисциплин института искусств и культуры, солисты Белгородской государственной филармонии. Пианистка Ирина Соколова исполняла с оркестром Первый концерт П. Чайковского, играли со студенческим коллективом участники музыкального форума «Парад пианистов» – молодые солисты из Москвы, Воронежа, Харькова.

В апреле студенческий симфонический оркестр примет участие в совместном с кафедрой актёрского искусства БГИИК проекте. В исполнении чтеца прозвучат фрагменты драмы А. Доде «Арлезианка», а оркестр проиллюстрирует их музыкой Ж. Бизе, написанной к этому произведению.

Отчётные концерты и тематические программы, участие в институтских и городских мероприятиях, творческие контакты с известными исполнителями и гастрольные поездки – всё это является неотъемлемой частью обучения и воспитания музыкантов. Пройдёт совсем немного времени, и они пополнят ряды белгородских профессиональных коллективов. А кто-то, возможно, вдохновится идеей создания любительских университетских оркестров – как, скажем, в США или Израиле. Чем мы, собственно, хуже?!


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×