Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 января 2015, 17:07
 Оксана Придворева 4006

Рассвет свободы

72 года назад от немецко-фашистских захватчиков освободили Волоконовку

Рассвет свободы Командир гвардии 256-го кавалерийского полка подполковник Казимир Мизерский (справа)
  • Оксана Придворева

Отбить Волоконовку у фашистов удалось после того, как 19 января 1943 года в ходе Острогожско-Россошанской операции советские войска выдворили немцев из Валуек и очистили от вражеских захватчиков железнодорожную станцию Уразово. К этому времени оккупанты уже более полугода находились в Волоконовском районе.

Спасибо корове

Волоконовку солдаты вермахта оккупировали 2 июля 1942 года, на следующий день –
захватили весь район, поселив на долгие семь месяцев страх в сердцах местных жителей.

Живыми воспоминаниями о событиях того времени делятся земляки, чьё преждевременное взросление пришлось на годы военного лихолетья.

Коренной жительнице Волоконовки Марии Колесниковой в ту пору шёл шестой год. Большая семья жила на улице Запорожской, ныне – Пионерской.

«Пришли немцы в наш двор и всех нас – маму, бабушку, прабабушку, меня и моего старшего брата – выгнали из хаты в погреб, где мы и прожили до зимы. Один немец даже в палисаднике нашем жил. Солдаты забрали себе всё, что получше, – подушки, одежду хорошую, а нам отдали старьё да дерюжки, – вспоминает Мария Егоровна. – У нас корова была. Бабушка её только подоит, а солдаты уже тут как тут: «Млеко, млеко». Молоко и яйца отбирали сразу. И всё же мы, можно сказать, только благодаря корове и курам и выжили».

Толику Щербаченко в 42-м исполнилось десять. Как входили в село немцы, он помнит плохо. Таково уж свойство человеческой памяти: забывается со временем всё – и плохое, и хорошее.

«Отец мой к тому времени уже погиб на фронте. На руках у матери осталось четверо ребятишек. Немцы, когда пришли, стали по домам ходить, отбирать молоко и яйца. Мы, дети, немцев видели, но на улицу ходить не боялись – бегали себе, где кому вздумается», – говорит Анатолий Сергеевич.

Ночь освобождения

Морозной зимой 1943 года от Валуек советские части двинулись дальше. В самой Волоконовке было необходимо захватить станцию, уничтожить отходящие и подходящие с запада подкрепления противника, чем обеспечить действия наших частей в районе Уразово – Валуйки – Рождествено. Эту задачу поставили перед 256-м кавалерийским полком, где командиром гвардии был подполковник Казимир Мизерский.

Полк на Волоконовку наступал ночью с 20 на 21 января. На станции Принцевка казаки захватили два эшелона с боеприпасами и двинулись дальше. От Пятницкого до Волоконовки кавалерийский полк и танковая рота Юлия Новикова шли под прикрытием артбригады, которой командовал капитан Константин Курячий. Пушки были установлены на высотах между Пятницким и Волоконовкой так, чтобы в любую минуту можно было открыть огонь. Перед бойцами стояла задача: на рассвете, к пяти часам утра, обойдя Волоконовку с юга, востока и запада, внезапным ударом овладеть центром села.

По сигналу ракеты Курячего началась атака. На окраине, в районе кирпичного завода, сражался с врагом танковый десант старшего лейтенанта Григорьева.

Бой гремел по всей южной и восточной окраине слободы. На помощь первому эскадрону был брошен эскадрон Медведева, встретивший сопротивление противника.

Отбиваясь, гитлеровцы дивизии «Великая Германия» укрывались в каменных постройках, подвалах, вели огонь с чердаков домов. Но вскоре был выбит враг из кирпичного завода и окружающих его улиц, а советские войска очистили от противника железнодорожную станцию и центр посёлка.

После десятичасового боя Волоконовка была освобождена. В течение следующей недели немецкие подразделения не оставляли попыток вновь овладеть слободой, но войска Красной армии отбивали каждую атаку.

В бою за Волоконовку было уничтожено 500 фашистов, около тысячи – взято в плен. Трофеями наших войск стали семь танков, 42 артсклада фронтового значения, три зенитных орудия, 742 винтовки, 12 противотанковых ружей, 13 ручных и восемь станковых пулемётов, 300 грузовых машин, 75 прицепов, 12 легковых автомашин, 30 мотоциклов, два железнодорожных эшелона и продфуражных склада.

24 января 1943 г. в газете «Правда» сообщили: «…Наши войска заняли город Армавир и крупный населённый пункт Волоконовка…».

«Кругом свет, и всё пылает…»

Жительница Волоконовки Нина Булгакова освобождение родной слободы встретила 14-летней девчонкой:

«У нашей соседки на квартире стоял немец, звали его Стефан. Он хоть и солдатом был, а любил с бабами поболтать, посидеть на завалинке. Вышел он к нам днём и говорит: «Сегодня, ближе к утру, придут ваши». Я прибежала домой, маме рассказала. Ночью – какой уж там сон! – наблюдали за приходом наших солдат, прислушивались к каждому шуму. Слышим, кричит командир, называет номера орудий. Стреляли со всех сторон! А к утру утихло всё. К этому времени по улице Колхозной, ныне Комсомольской, потянулись разбитые немцы со своими обозами. Думаю, побегу к нашей тёте Оксане, а жила неподалёку, справлюсь, как дела. Бегу, а на мосту меня капитан останавливает, кричит: «Куда ты бежишь, девочка?». А я соврала от испуга: «Домой бегу». Он говорит: «Перебегай быстрее». Военные как раз убирали всё, что осталось после боя: убитых и раненых лошадей, погибших солдат.

Узнала, что у родственников всё хорошо, и думаю теперь, как домой бежать. Добежала до моста и увидела, что руководит там теперь совсем другой офицер. И он мне тоже кричит: «Девочка, ты куда?» Невдалеке, около деревьев, я увидела трёх обожженных наших солдат. Они мне на всю жизнь отчего-то запомнились. Прибежала домой, говорю, что у родственников всё в порядке. А мне мама говорит: «Куда ты всё бегаешь?! Прекрати немедленно!». Потом стали зажигать снаряды на железной дороге. Боже мой, что было!.. Вся Волоконовка – в огне. Коровы кричат, свиньи кричат, и люди тоже… Кругом свет, и всё пылает. Как же было страшно!»

Вражеский дзот закрыл телом

Одна из улиц современной Волоконовки носит имя Тимофея Курочкина – гвардии старшего сержанта, помощника командира взвода разведки 33-го гвардейского кавалерийского полка 8-й гвардейской Ровенской Краснознамённой ордена Суворова кавалерийской дивизии, погибшего в бою за Волоконовку.

Перед рассветом четвёртый эскадрон ворвался вслед за танковым десантом на окраину села и стал прорываться к центру Волоконовки. Но враг встретил его шквальным огнём. Пришлось залечь. В этот момент на левом фланге гвардеец Тимофей Курочкин кинулся к фашистскому дзоту. Он бросил гранату, стрельба прекратилась, но ненадолго. Стоило нашим бойцам подняться в атаку, как пулемёт застрочил с новой силой. Тогда Курочкин бросился прямо на дзот, закрыв своим телом амбразуру. Пулемёт смолк. За этот подвиг Курочкину 10 января 1944 года было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

При подготовке публикации использованы материалы, предоставленные Волоконовским районным краеведческим музеем

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×