Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
11 мая 2016, 14:22
 Оксана Придворева 1866

От Бетховена до Прокофьева

Как интернациональный ансамбль играет 2012 минут музыки

От Бетховена до Прокофьева Фото Владимира Юрченко
  • Оксана Придворева

В 2016 году Белгород – вновь точка на карте Московского Пасхального фестиваля. В прошлом году и в 2013-м художественный руководитель фестиваля Валерий Гергиев включал наш город в симфоническую программу. А теперь настало время камерной музыки: в белгородской филармонии прозвучал концерт Русско-немецкой музыкальной академии «Ансамбль 2012».

Под знаком Прокофьева

Московский Пасхальный фестиваль – 2016 посвятили композитору Сергею Прокофьеву, 125-летие со дня рождения которого отмечается в нынешнем году.

Пасхальный фестиваль – это 19 дней, несколько десятков городов, вовлечённых в музыкальный форум. Это четыре музыкальные программы: симфоническая, хоровая, звонильная и камерная. Последняя охватит 11 российских городов – от Мурманска до Владивостока. В их числе и Белгород, чьими гостями стал «Ансамбль 2012» Российско-немецкой музыкальной академии.

Этот ансамбль появился четыре года назад – в перекрёстный Год культуры России и Германии. Молодые музыканты из двух стран, вдохновившись сотрудничеством, решили продолжить совместную работу. Так появилась Российско-немецкая музыкальная академия – площадка для совместных музыкальных проектов. А в её составе – камерный ансамбль, название которому дал год основания, 2012-й, и первоначальный замысел: сыграть вместе 2012 минут музыки. Ансамбль – это молодые музыканты, лауреаты международных конкурсов, работающие в России и Германии.

«Не думали, что начинание будет долгосрочным. Однако нашим музыкантам показалось, что такая форма сотрудничества очень важна: это не просто дипломатическое мероприятие, а реальное, качественно полезное взаимодействие. Музыканты выступают и в России, и в  Германии, в их исполнении звучат русские и немецкие композиторы, и что самое главное – они учатся то у российских, то у немецких наставников», – пояснил замысел проекта «Ансамбль 2012» его молодёжный куратор Владислав Тарнопольский.

В 2013 году музыкальный проект взял под крыло маэстро Валерий Гергиев, ставший художественным руководителем Российско-немецкой музыкальной академии и «Ансамбля 2012». А в  прошлом году музыкальный коллектив включили в программу Московского Пасхального фестиваля.

«Наша центральная задача – выбирать музыкальную литературу Германии и России для исполнения. У музыкантов из России есть свой взгляд на русскую музыку Шостаковича, а у немецких – своё видение Бетховена. Таким образом мы учимся друг у друга», – рассказывает музыкант, соавтор проекта «Ансамбль 2012» Николаус Рексрот (Германия).

Четыре музыки

Фортепианное трио № 1 до минор (1923) Дмитрия Шостаковича, написанное им в начале творческого пути,  прозвучало в исполнении Чингиза Османова (скрипка), Якоба Штеппа (виолончель) и Николауса Рексрота (фортепиано). Продолжил программу дуэт Антона Шульце (валторна) и Николауса Рексрота – Три романса для валторны и фортепиано (1849) Роберта Шумана. В оригинале разыграть между собой музыку должны гобой и фортепиано, однако вскоре Шуман пометил: «играть по желанию» – на скрипке, кларнете или валторне.

Третьей прозвучала в концерте музыка Сергея Прокофьева – Увертюра на еврейские темы (1919). В оригинале написанная для кларнета, фортепиано и струнного квартета, с подачи «Ансамбля 2012» она прозвучала в исполнении кларнета и струнного квинтета: Никиты Агафонова, Чингиза Османова, Джузеппе Менголи (скрипка), Розы Георге (скрипка), Якоба Штеппа и Николауса Рексрота.

«Для камерной музыки есть всего два произведения Сергея Прокофьева – Квинтет на балетную тему (квинтет для гобоя, кларнета, скрипки, альта и контрабаса на основе балета «Трапеция». – О.П.) и Увертюра на еврейские темы. Нам показалось, что это произведение более компактное, эффектное», – объясняет выбор Николаус Рексрот.

Вторую часть концерта отдали септету Es Dur Людвига ван Бетховена (1799) – редко исполняемому камерному сочинению для большого состава музыкантов. И в этом ещё одна отличительная черта «Ансамбля 2012»: брать для себя редкий музыкальный материал и преподносить его публике.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×