Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 августа 2014, 16:58
 Алексей Стопичев 5145

Осуждённые среди нас

В Белгороде всё чаще используют альтернативные методы наказания

Осуждённые среди нас Браслет на ноге осуждённого. Фото Алексея Стопичева
  • Алексей Стопичев
  • Статья

Побывавшие в местах не столь отдалённых впитывают в себя культуру уголовного мира, общаясь с закоренелыми преступниками. В итоге выходят на свободу уже с деформированной психикой, обозлёнными на весь мир и подкованными своими товарищами по отсидке. Потому белгородские суды для преступлений небольшой и средней тяжести всё чаще рассматривают альтернативные методы наказаний, не связанные с реальным лишением свободы.

В Белгородской области используется шесть видов альтернативного наказания: ограничение свободы; запрет занимать определённые должности либо заниматься определённой деятельностью; отсрочка отбытия наказания; условное осуждение; обязательные работы и исправительные работы.

И. о. начальника отдела исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера уголовно-исполнительной инспекции УФСИН России по Белгородской области майор внутренней службы Виктор Хижняк рассказал не только о каждом виде альтернативного наказания, но и о том, насколько они действенны в нашем регионе.

Исправительные работы

– Порядка 70 % альтернативных наказаний, назначенных судом, – это исправительные работы. В основном они назначаются за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, кражи, грабежи, преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, – рассказывает Виктор Хижняк.

– Как исполняется это наказание?

– Отбывается этот вид наказания в местах, которые определяет орган местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительной инспекцией. Есть организации, в которых осуждённые выполняют исправительные работы: управление «Белгорблагоустройство», домостроительное управление, ТСЖ «Губкинское», ТК «Экотранс» и так далее. То есть администрация предоставляет осуждённому выбор. Не хочешь мести улицы – вывози мусор. Не хочешь возить мусор – иди на стройку. Зарплата осуждённых – в среднем 13 тыс. рублей. От 5 до 20 % заработка, в зависимости от того, как установит суд, идёт в доход государства. Плюс 13 % – подоходный налог. Плюс, если есть материальные иски, ещё что-то будет вычитаться на погашение исков Федеральной службой судебных приставов по Белгородской области. Может быть, что на руки гражданин будет получать где-то 7–8 тыс. рублей. Но лучше дома на белых простынях за 8 тыс., чем за решёткой.

Майор внутренней службы Виктор Хижняк.
Майор внутренней службы Виктор Хижняк.
Фото Алексея Стопичева

Плохо будет

– А если не хочешь ничего?

– Плохо будет. Кто понимает, что ему выпал шанс отбыть не в местах лишения свободы, те работают. Таких едва ли половина. Очень много случаев, когда заменяется данный вид наказания на реальное лишение свободы судами по представлениям уголовно-исполнительной инспекции. За 7 месяцев из 538 человек, которым назначены исправительные работы, в суд были направлены 135 представлений о замене наказаний на реальное лишение свободы. Делается это, если осуждённый в течение 30 дней не устраивается на работу, уклоняется от отбытия наказания, скрывается от контроля инспекции.

Злостно уклоняющимся выносятся предупреждения, и в суд направляются представления об изменении наказания на реальное лишение свободы.

– А в чём трудность? Почему не хотят работать?

– Многие просто не могут понять, что им даётся альтернативный вид наказания. Ну и второй аспект – очень тяжело менять мировоззрение человека, который 30 лет пил, кололся, сидел на шее у родителей, а мы ему за 30 дней должны объяснить, что надо работать. Один алиментщик даже попросил заменить ему исправительные работы лишением свободы.

Другие виды наказаний

Обязательные работы назначаются судом, в основном за мелкие кражи. Отличаются они от исправительных работ тем, что наказанный работает бесплатно. Места для обязательных работ также определяются органами местного самоуправления. Осуждённый должен отработать не менее 12 часов в неделю.

Отсрочка применяется к женщинам, у которых есть несовершеннолетние дети. Она даётся до достижения ребёнком определённого возраста. При этом если женщина не уклоняется от воспитания ребёнка, не привлекается к административной и уголовной ответственности, не скрывается от контроля инспекции, то она может обратиться с ходатайством в уголовно-исполнительную инспекцию о направлении материалов личного дела в суд с вопросом об освобождении от отбывания наказания со снятием судимости.

То же самое относится и к условному наказанию. Осуждённый находится под надзором сотрудников уголовно-исполнительной инспекции. За хорошее поведение ему разрешается обратиться с ходатайством о направлении материалов в суд с вопросом отмены условного осуждения и снятия судимости. За нарушения, допущенные в период испытательного срока, инспекция направит представление, а суд отправит за решётку на весь назначенный по приговору срок.

Запрет занимать определённые должности либо заниматься какой-либо деятельностью понятен по самой формулировке. Чаще всего он затрагивает государственных служащих, врачей и т. д., которым на обозначенный срок нельзя занимать определённые должности, либо водителей, которым какое-то время нельзя водить автомобиль.

Пульт дистанционного мониторинга.
Пульт дистанционного мониторинга.
Фото Алексея Стопичева

Модная тенденция

Ограничение свободы в последнее время применяется всё чаще. Это значит, что осуждённый не должен выезжать за пределы муниципального образования, покидать место жительства в определённое время суток, посещать культурно-развлекательные и увеселительные заведения, реализующие алкогольные напитки (кафе, бары, рестораны, клубы). Плюс от одного до четырёх раз в месяц он обязан являться на отметку в дни и время, назначенные инспекцией.

«Ограничение свободы – сейчас модная тенденция, – говорит Виктор Хижняк. – В основном потому, что к осуждённым с ограничением свободы применяются современные средства технического контроля и надзора. Само ограничение свободы применяется как основной, так и дополнительный вид наказания. Основной – это когда осуждённому вместо лишения свободы назначают наказание в виде ограничения свободы. В случае нарушений, допущенных подконтрольным лицом, по представлению инспекции суд может дополнить ограничения или заменить неотбытую часть наказания лишением свободы. Дополнительный – когда после отбытия наказания в местах лишения свободы по приговору суда дополнительно назначается наказание в виде ограничения свободы. При нарушении дополнительного вида наказания возбуждается уголовное дело и лицо, допустившее нарушение, по приговору суда может отправиться в места лишения свободы сроком до 1 года.

Браслеты

Те самые модные тенденции в основном известны благодаря электронным браслетам, которые вынуждены носить на ноге осуждённые на ограничение свободы. Браслет устроен так, что его нельзя ни снять, ни вскрыть. Это сразу же будет отслежено, со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Браслет всегда идёт в паре с другим контрольным устройством. Стационарное устройство напоминает старый телефон, на котором вместо диска четыре кнопки. Используется в тех случаях, когда гражданину даже из дома выходить нельзя. Мобильное устройство похоже на прямоугольный пластиковый кирпичик – и тоже с четырьмя кнопками. Этот «кирпичик» вместе с браслетом осуждённый должен всегда носить с собой.

С помощью системы электронного мониторинга подконтрольных лиц сотрудники инспекции знают, в какой точке города находится осуждённый.

Средства технического контроля.
Средства технического контроля.
Фото Алексея Стопичева

Домашний арест

Электронные браслеты используются ещё и теми, кому вынесено постановление суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста. Единственная домашняя арестантка, которую я знаю, – Васильева, проходящая по делу «Оборонсервиса».

– А наши белгородские арестанты тоже стихи пишут? – спросил я у Хижняка.

– Наши, к сожалению, не пишут стихи, – разводит руками майор. – У нас в основном домашний арест назначают лицам, социально не особенно благополучным. Злоупотребляющим наркотическими веществами и попавшимся на мелких кражах.

После назначения домашнего ареста и поступления постановления в инспекцию инспекторы в течение суток посещают обвиняемого по месту жительства. Разъясняют ему порядок и условия отбытия меры пресечения. Вручают памятку. Собирают характеризующую его информацию. Устанавливают стационарное контрольное устройство и надевают электронный браслет. Человек «окольцован», и теперь каждый его шаг будет под пристальным вниманием сотрудников инспекции.

«А кроме того, электронные браслеты, – рассказывает майор внутренней службы, – помогают и обезопасить осуждённых. В случае если он попадёт под подозрение в совершении преступления, всегда можно узнать о его местонахождении в тот или иной момент».

Для меня так лучше

Я пообщался с одним из альтернативщиков – 32-летним Александром. Его осудили за ДТП: сбил на пешеходном переходе человека. Тот остался жив, потому суд вместо реального лишения свободы вынес наказание альтернативное – 1 год и 4 месяца ограничения свободы. На ноге у Александра чёрный браслет, который он маскирует повязкой.

– Браслет не мешает? – спрашиваю его.

– Поначалу неудобно, а потом привык.

– А вопросы в связи с браслетом у людей возникают?

– Иногда. Многие уже знают, что это за браслет, и чаще интересуются, в связи с чем он был одет.

– Для вас это действенное наказание?

– Действенное. У меня работа была связана с выездом за пределы города. Сейчас работаю только в черте города. Если раньше с семьёй я мог съездить куда-то на отдых, то сейчас не могу. Даже к бабушкам и дедушкам съездить не получится. Но лучше такое ограничение свободы, чем за решёткой в колонии. Потому что здесь я нахожусь дома, с семьёй. У меня двое детей, и я каждый день их вижу.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×