Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
20 февраля 2014, 11:14
 Беседовала Елена Мельникова 4036

Начальник департамента образования Белгородской области Игорь Шаповалов: Мы создаём свою педагогическую Википедию

Начальник департамента образования Белгородской области Игорь Шаповалов: Мы создаём свою педагогическую Википедию
  • Беседовала Елена Мельникова

Единый государственный экзамен, модернизация образования. Изменение оплаты за детские сады, поддержка талантливых детей… Качество школьных учебников и введение федеральных государственных стандартов образования (ФГОС) в детских садах…

Вопросов начальнику департамента образования Белгородской области Игорю Шаповалову накопилось много. Так что гостем редакции он был, можно сказать, долгожданным и очень важным. Ведь что может быть важнее, чем наши дети?

О ЕГЭ

– Игорь Васильевич, давайте начнём с ЕГЭ. В этом году ситуация складывается не очень удобная для выпускников: в вузах изменили перечни вступительных испытаний на некоторые специальности, ужесточаются требования при сдаче ЕГЭ, много споров по поводу сочинений…

– Изменения не только в этом. Например, вузы получили право вводить дополнительные испытания. Всё это неплохо – и то, что список экзаменов расширен, и дополнительные испытания, но я считаю, что все изменения должны вводиться в начале учебного года, а не во второй его половине. К вопросу о ЕГЭ – уже утверждён новый порядок его проведения. Видеокамеры, наблюдение в онлайн-режиме, металлоискатели в каждом пункте сдачи ЕГЭ и другие технические вещи, связанные с защитой информации. Наверное, это важно, но психологически это очень давит на детей, вызывает нервозность, волнение… Вообще в 2013-2014 учебном году изменения в проведении ЕГЭ коснутся только технических моментов, содержательная часть экзамена не поменяется.

Вот вы спросили о сочинении – в этом учебном году всё будет так же, как и в прошлом. Если будут изменения, то они коснутся выпускников 2015 года. Да, идут жаркие споры: убрать из ЕГЭ по русскому языку и литературе мини-сочинение, заменив его большим, или просто добавить ещё и большое сочинение… Моё личное мнение – нельзя в одну корзину складывать разные вещи. Одно дело – проверка знаний по орфографии и пунктуации, другое – умеет ли человек излагать свои мысли на бумаге, размышлять, делать какие-то выводы… Наверное, это должно зависеть от специальности, на которую поступает абитуриент.

– Сейчас идут разговоры о том, что помимо результатов ЕГЭ при поступлении в вузы будут учитывать так называемое портфолио выпускника школы – грамоты, дипломы и т. д. На ваш взгляд, не перечеркнёт ли это нововведение одну из главных задач, которую преследовали сторонники ЕГЭ, – победить коррупцию при поступлении в вузы? Ведь результаты ЕГЭ – это цифры, а объём и качество досье – вещи достаточно субъективные…

– Пока нет нормативных документов, которые позволили бы учитывать не только итоги ЕГЭ, но и внеурочные достижения школьников, за которые станут добавлять дополнительные баллы. В настоящее время Министерством образования и науки РФ готовится порядок приёма абитуриентов в высшие учебные заведения, в котором, надеемся, будет представлена система учёта индивидуальных достижений обучающихся. В частности, абитуриентам будут добавляться баллы, если они стали победителями и призёрами на региональном уровне всероссийских предметных олимпиад.

По федеральным стандартам

– В Белгородской области реализуется проект «Наша новая школа». Уже подведены его итоги за 2013 год?

– Реализация основных направлений национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в 2013 году проходила в условиях введения нового Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и Стратегии развития дошкольного, общего и дополнительного образования Белгородской области на 2013-2020 годы. Так что могу с уверенностью сказать, что система общего и дополнительного образования в регионе перешла на качественно новый уровень инновационного развития.

Стратегическим направлением модернизации образования остаётся введение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС), главная цель которых – повышение качества образования и воспитания. В 2012 году Белгородская область приступила к реализации ФГОС основного общего образования, хотя массовый штатный режим введения этих стандартов начнётся с 1 сентября 2015 года. Сейчас более 45 тысяч учеников начальной школы учатся по ФГОС. Учеников пятых-шестых классов – более четырёх тысяч человек. Всего по новым стандартам обучаются 49448 белгородских школьников, или 36,2 процента от общего числа обучающихся, что на 5966 человек больше установленных федеральных требований.

Изменения коснулись и системы педагогического образования, развития учительского потенциала, дополнительного профессионального образования. В области создаётся инфраструктура опережающего педагогического образования в течение всего периода профессиональной деятельности учителя. В институте развития образования Белгородской области были разработаны инновационные, личностно-ориентированные подходы к этой проблематике.

Эффективной формой обогащения педагогической практики инновационными идеями стал «Методический поезд» областного клуба «Учитель года». Клуб объединяет победителей и лауреатов профессиональных конкурсов, в том числе и конкурсного отбора в рамках нацпроекта «Образование». В его рамках функционирует Школа методического мастерства для молодых педагогов «Начало». Победители, лауреаты конкурса и члены Школы «Начало» вошли в состав участников Всероссийского открытого видеофорума «Молодой учитель в социальном векторе России». В июле 2013 года молодые педагоги области приняли участие во Всероссийском молодёжном форуме «Селигер-2013». В 2013 году проведена дистанционная экспертиза профессиональных достижений и аттестация педагогов на квалификационные категории, её прошли 5354 педагогических работника (в 2012 году – 4412), в том числе 2587 учителей общеобразовательных школ, что составляет 22,1 процента от их общего количества. Белгородский опыт «Использование автоматизированных технологий при проведении процедуры аттестации педагогических работников» в октябре 2013 года рекомендован Министерством образования и науки РФ для внесения во Всероссийский банк лучших практик модернизаций региональных систем образования.

– Новые федеральные стандарты вводятся и для дошкольного образования…

– Да, впервые в российской истории судьбоносным событием стало утверждение в соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» ФГОС дошкольного образования. Они гарантируют равенство возможностей в получении качественного дошкольного образования; уровень и качество образования на основе единства требований к условиям реализации основных образовательных программ; сохранение единства образовательного пространства в стране относительно уровня дошкольного образования, который является самостоятельным в системе общего образования. В Белгородской области создана рабочая группа, разработана дорожная карта введения стандартов, начальник отдела дошкольного образования вошла в состав рабочей группы Координационного совета по введению ФГОС дошкольного образования Минобрнауки России. Введение стандартов дошкольного образования в штатном режиме будет осуществляться с 1 сентября 2014 года.

В ближайшее время мы будем защищать этот проект на заседании правительства. Но для его внедрения нужны условия. Мы проанализировали состояние детских садов Белгородской области – 21 процент этим условиям не соответствует. Чтобы в условиях дефицита бюджетных средств решить эту проблему, мы пошли по пути интеграции ресурсов школ и детских садов. Последние два года мы поддерживали маленькие школы. Около полутора миллиардов рублей из областного, муниципальных и федерального бюджетов было направлено на эти нужды. И получилось, что школы сейчас выглядят лучше, чем детские сады. Мы рассмотрели вопрос формирования школ с дошкольной группой. Таким образом, все ресурсы школ – актовый и спортивный залы, оборудование, педагогический коллектив – работают и на детский сад.

С 1 сентября 2013 года, по сути, произошла тихая революция. Фактически все дети от пяти до 17 лет стали школьниками. Потому что де-юре дети пяти-шести лет охвачены начальным школьным образованием – дошкольным. С 1 сентября 2014 года 50 детских садов области будут интегрированы со школами.

О «внеурочке» и учебниках

– И ещё один вопрос, связанный с введением ФГОС. Новые образовательные стандарты предполагают ежедневную внеурочную деятельность – то есть фактически дети после уроков ещё два-три часа заняты в школе. Это удобно и полезно для тех, кто не ходит ни на какие кружки или в секции. Но есть ситуации, когда оставаться на «внеурочку» заставляют детей, которые занимаются спортом, в музыкальной школе и т.д., получается, что у них практически не остаётся свободного времени, они вынуждены пропускать занятия, тренировки. Как быть родителям в этой ситуации?

– Здесь всё зависит от конкретной школы. Сейчас ключевое звено в системе образования – это именно школа, ребёнок и его родители. И у них есть право выбора. Например, в начальной школе 30 процентов всех учебных часов – это выбор родителей. Это записано в стандарте. Плюс «внеурочка» – 60 процентов часов должны быть организованы также на основании выбора родителей. Но многие об этом даже не знают!

А вообще новые ФГОС дают больше свободы для выбора. Школьное образование складывается из двух блоков. Первый – собственно образовательная деятельность, 37 часов в неделю, с учётом того, что в старших классах у учеников должны быть предметы по выбору. Второй блок – это внеурочная деятельность до 10 часов в неделю. Она организуется по разным направлениям – физкультурно-спортивное и оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное. Вот тут родители и сталкиваются с проблемой: есть дети, которые занимаются в кружках, секциях, музыкальной школе, а их заставляют оставаться на внеурочные занятия. В итоге, действительно, у детей практически не остаётся свободного времени даже на подготовку домашних заданий. С точки зрения школы такая позиция педагогов объясняется просто: чем больше у преподавателя в группе детей, чем больше часов, соответственно, больше и зарплата. Что делать? Прежде всего, помнить, что родители не должны считать, что они бесправны в этой ситуации. Они имеют право поднять вопрос об организации внеурочной деятельности по индивидуальному плану, обратившись с заявлением к директору школы или председателю руководящего совета учебного заведения. Если и с их помощью ситуация не разрешится, то надо обратиться в департамент образования. На сайте департамента есть страничка для отправки обращений граждан, и, поверьте, мы всегда очень оперативно реагируем на каждое такое обращение.

– Можно ли занятия по внеурочной деятельности использовать как подготовку к экзаменам?

– Не только можно, но и нужно! Многие школы так и делают, организовывая дополнительные занятия для подготовки к ЕГЭ и ГИА для старшеклассников. И это решает многие проблемы, например, у родителей отпадает необходимость платить деньги репетиторам. Но всё надо делать с умом. 37 учебных часов плюс 10 – «внеурочка», это 47 часов в неделю. Не каждый ребёнок способен такую нагрузку выдержать.

– А как быть с современными учебниками? Даже учителя отмечают, что они написаны не для детей, преподавать по ним очень трудно. Школьники не воспринимают информацию, изложенную скучным, занаученным языком.

– Совершенно с вами согласен. Например, моя жена преподаёт в школе биологию. Этот предмет детям всегда нравился, а в последние годы стал одним из самых нелюбимых уроков. Стали разбираться – оказалось, дело в учебниках! И это можно сказать о многих предметах!

Современные учебники перегружены информацией, которая не обязательна для изучения в школе. Да, наука сейчас шагает семимильными шагами, авторы учебников пытаются за ней угнаться, но нужно ли это детям? Способны ли они воспринять всю эту информацию? Даже если на учебниках написано: «Соответствует ФГОС», чаще всего это просто косметическая правка, а на самом деле учебник не был адаптирован под новые образовательные стандарты, в которых обозначен необходимый объём знаний, которые должен получить школьник.

Поэтому у нас родилась идея фундаментального ядра знаний по каждому предмету. Ведь многие учебники написаны работниками вузовской сферы и, действительно, просто непонятны детям. Я в таких случаях всегда привожу пример, сравнивая Википедию и Большую советскую энциклопедию. У Википедии в тысячи раз больше просмотров, чем у БСЭ. Причина? Википедия пишется самими людьми. Понятным языком. К сожалению, писать учебники мы не имеем права. Но можем собрать лучшие практики работы учителей, и мы сейчас это делаем. Стремимся написать свою педагогическую Википедию. Создаём ресурс, на котором любой педагог по любому предмету может выложить свои разработки и рекомендации бесплатно, с закреплением авторских прав. Это могут быть и документы, и презентации, и фрагменты видеоурока, и любые другие формы. И у наших белгородских педагогов есть такие шедевры!

Мы стали инициаторами создания портала «Сетевая школа Белогорья», запустить его планируется 1 апреля. Сейчас отрабатываем регламент его работы и механизм наполнения. Портал будет работать на базе регионального института развития образования.

Конечно, образовательных порталов в Интернете много. В чём же фишка «Сетевой школы Белогорья»? Во-первых, зарегистрированным пользователям будут предоставлены все мультимедийные возможности сайта – например, полноценный функционал для создания презентаций, видеороликов и т.д. Есть механизм, позволяющий закрепить авторские права за каждым, кто разместит свои материалы. Любой учитель может воспользоваться размещённой на портале информацией для подготовки урока. Да, мы не вправе писать учебники, но ведь использование учебника – это лишь малая доля того, как можно выстроить урок! Этот путь нашёл поддержку в Министерстве образования и науки. Многие другие регионы России заявили, что готовы присоединиться к нашему ресурсу, который будет полезен и учителям, и ученикам, и родителям. Он может стать своего рода электронным учебником, и его удобно использовать для самообразования. Особенно в тех случаях, когда дети вынуждены долгое время не посещать школу. К детям-надомникам учитель ходит в среднем один раз в неделю. Разве можно в этом случае говорить о качественном образовании?

Поэтому при всём непростом отношении к электронным ресурсам я считаю, что их потенциал далеко не исчерпан.

Об электронных услугах

– На одном из заседаний Правительства России Дмитрий Медведев дал несколько поручений, касающихся сферы образования. Например, постепенно уйти от занятий во вторую смену, наладить систему отслеживания учеников, которые во втором полугодии учебного года переходят в другие школы. Как вы планируете выполнять эти поручения?

– Вопрос об отслеживании учеников, которые во втором полугодии 11-го класса переходят в другие школы (так называемых ЕГЭ-туристов), был поднят на совещании руководителей муниципальных управлений образования. Департаментом образования области рассылаются письма, в соответствии с которыми муниципальные управления образования должны обеспечить контроль и мониторинг за перемещением «ЕГЭ-туристов». И конечно, наш департамент также будет проводить мониторинг по отслеживанию «миграции» старшеклассников, в том числе с помощью правоохранительных органов. Создана межведомственная рабочая группа, в которую вошли и представители полиции.

Что касается постепенного перехода на обучение только в первую смену, тут вопрос сложнее. Согласно 28-й статье Закона «Об образовании в Российской Федерации» разработка и принятие правил внутреннего распорядка обучающихся относится к компетенции образовательной организации. Поэтому по закону решить этот вопрос может только сама школа.

– На сайте департамента не так давно начал работу портал муниципальных услуг в области образования. Какие услуги можно получить с его помощью?

– Портал сейчас в стадии наполнения. Думаю, до 1 марта работа будет завершена. Самые востребованные сейчас услуги – по лицензированию образовательных учреждений и аккредитации образовательных программ. С 1 января 2014 года принято решение максимально перевести этот процесс в электронный вид, чтобы исключить коррупционную составляющую, свести к минимуму личные контакты между теми, кто документы предоставляет и кто их принимает. К тому же это облегчит бумажную работу. Остальным услугам – зачислению в образовательные учреждения, текущей успеваемости, итоговой аттестации – пока уделяется внимание в меньшей степени. Хотя результаты ГИА и ЕГЭ – очень востребованная информация, она тоже предоставляется в электронном виде.

Систему постановки на учёт в детские сады ещё в прошлом году перевели в электронную форму. С 1 января 30 регионов, в том числе Белгородская область, участвуют в этом проекте. До 1 апреля все данные будут загружены в федеральную информационную базу.

Медалям – быть!

– В Белгородской области был проведён опрос о том, надо ли сохранить школьные медали…

– Могу сказать однозначно: школьным медалям в Белгородской области – быть! Мы провели опрос и принципиально для себя определили, что чиновники палки в колёса нам вставлять не будут. Общее мнение: 80 процентов белгородцев – за медали. Это бренд, символ, сложившийся в течение многих лет.

Отмена медали равносильна тому, что, например, олимпийскому чемпиону вручили бы диплом или удостоверение, но не вручили бы медаль. Да, она потеряла значимость с введением ЕГЭ, но она должна быть! Мы разработали положение, на основании каких результатов она выдаётся и какой должна быть. Это положение размещено на сайте департамента для общественного обсуждения.

– И последний вопрос – изменились ли меры поддержки негосударственных детских садов?

– В этом году вообще изменился принцип оплаты за услуги детских садов. С 1 января регионы взяли на себя оплату стандарта образовательной услуги. В образовательном стандарте заложено, как нужно обучать, воспитывать и социализировать детей. На эти цели выделено более 2,5 миллиарда рублей.

А вот услуги по присмотру и уходу могут оплачиваться либо из средств муниципалитетов, либо с помощью родительской платы. Что такое присмотр и уход? Согласно Семейному кодексу Российской Федерации (часть 1 статьи 63) родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться об их здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии.

Наша позиция такова: если родители перекладывают эти функции на других специалистов, на учреждения, они должны за эти услуги платить. Но мы понимаем, что идти по пути 100-процентной оплаты – просто нереально, для многих семей это неподъёмные суммы. Поэтому более 50 процентов затрат на присмотр и уход берут на себя муниципалитеты, и родители платят сумму в 1500 и 1800 рублей в зависимости от того, где расположен детский сад. Более того, часть этой платы родителям потом возвращается – 20 процентов за одного ребёнка, посещающего детский сад, 50 – за второго и 70 процентов – за третьего. Это что касается муниципальных детских садов.

В частных садах ситуация другая. Во-первых, родители могут отдавать детей в такие детские сады с двух месяцев. Это очень сложный период, затратный, специфический, поэтому мы не стараемся создавать излишние условия, чтобы отрывать детей от родителей в таком раннем возрасте. А для того, у кого нет возможности находиться рядом с детьми в этот период, мы ищем альтернативные формы дошкольного образования. Самая распространённая – негосударственные детские сады, полноценные и группы присмотра и ухода. И мы поддерживаем этот частный сектор.

Лицензированые детские сады могут сами выбирать способы поддержки: возможность получать плату за услуги от самих родителей, либо как возврат определённой суммы из бюджета на счёт учреждений. Но тогда они на эту же сумму должны снизить родительскую плату.

В предыдущие годы у частных детсадов была возможность получать помощь от фонда поддержки малого предпринимательства, где выдавались гранты в 1 миллион рублей на создание условий, закупку оборудования и так далее. Шесть предпринимателей воспользовались этой возможностью. Плюс к этому – налоговые льготы, нулевая ставка по налогу на имущество.

И как результат – мы в десятке субъектов РФ, где лучше всего развит негосударственный сектор дошкольного образования.

Проблема вот в чём: есть много родителей, которые посещают негосударственные детские сады, но не снимаются с очереди в муниципальный садик. Мы их понимаем: для многих это лишь временная мера, позволяющая переждать, дождаться очереди в муниципальный детсад. И по закону мы не можем их заставить сняться с очереди.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×