Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
14 мая 2014, 14:09
 Алексей Стопичев 4023

На рельсах

Что толкнуло десятки белгородцев под пригородный поезд

На рельсах
  • Алексей Стопичев
  • Статья

26 апреля на железнодорожном вокзале Белгорода произошёл беспрецедентный случай – около сотни человек вышли на рельсы и перегородили движение пригородного поезда Белгород – Готня. Причина, доведшая людей до отчаянного поступка, была невероятно проста – в поезде просто не хватило на всех места: в нём был всего один вагон на 64 человека. Желающих же воспользоваться пригородным транспортом было как минимум вдвое больше. Не попавшие в вагон белгородцы, не сумев добиться чего-либо от железнодорожников, пошли на этот шаг.

Кто виноват?

Громкий скандал, растиражированный всеми СМИ, в тот день разрешился достаточно быстро. Пригородная пассажирская компания «Черноземье» всё-таки присоединила к составу второй вагон, и люди смогли уехать. При этом «Черноземье» на своём сайте тут же оперативно разместило информацию об инциденте, в своём пресс-релизе обвинив в создавшейся ситуации правительство Белгородской области. Представители компании пояснили, что у них до сих пор не подписано дополнительное соглашение с руководством региона и потому «у ОАО «ППК «Черноземье» отсутствуют основания для осуществления перевозочной деятельности на территории области в 2014 году». Кроме того, железнодорожники заявили, что правительство должно им более полумиллиарда рублей за предыдущих три года, да и в этом году долги увеличатся ещё более чем на 200 млн.

Социальная ответственность?

В своём обращении руководство пассажирской компании говорит о том, что, несмотря на долги перед ними, перевозки они выполняют «исключительно за счёт социальной ответственности ОАО «РЖД» и ОАО «ППК «Черноземье» в надежде на благоразумие правительства региона». Вот насчёт «социальной ответственности» хотелось бы сказать особо. И прежде чем выяснять, кто прав и виноват в данной ситуации, разобраться в самом инциденте.

Первый напрашивающийся вопрос абсолютно закономерен: почему пассажирская компания приняла решение присоединить к электричке лишь один вагон, если билетов было продано намного больше? Уж рассчитать количество посадочных мест, согласно купленным билетам, никакое правительство не могло помешать. Тем не менее озаботиться присоединением ещё хотя бы одного вагона никто не посчитал нужным. Лично у меня складывается такое ощущение, что людей, заплативших за билеты, специально толкали на эскалацию конфликта. А то, что он сразу же стал известен всем средствам массовой информации, только добавляет вопросов. Хотя, может быть, это и есть проявления той самой «социальной ответственности»? Наверное, перед гражданами, ставшими на рельсы.

Вместо суда

И в этой ситуации совсем в другом свете предстаёт пресс-релиз акционерного общества, где, в частности, говорится: «если Правительство региона не примет мер по полноценному выделению средств на организацию пригородных железнодорожных перевозок в области с учётом существующих размеров движения поездов, то ввиду отсутствия источника финансирования, ОАО «ППК «Черноземье» будет вынуждено не сокращать составность, а полностью отменять поезда». Эдакая жирная точка в конфликте, где пассажирская компания не только не извиняется перед своими клиентами, но ещё и ставит ультиматум. В итоге внимание привлечено. Люди напуганы. Виновные названы. А там уже дело за малым – пусть общественность идёт и разбирается с властью.

В этой ситуации хочется напомнить руководству компании, что любые финансовые споры в нашей стране должны разрешаться в суде, а не на рельсах. И именно суд, а не разгневанные и отчаявшиеся люди решают вопросы между субъектами любого уровня. Но если вместо суда начинаются массовые беспорядки, то тут уже вступают в силу совсем другие правовые отношения.

С больной головы?

Правительство области в свою очередь выразило обеспокоенность ситуацией, сложившейся в сфере железнодорожных пригородных перевозок, и заявило о том, что к конфликту как раз таки привело неисполнение своих обязательств пассажирской компанией «Черноземье».

В частности, в официальном сообщении белгородских властей говорится о том, что, согласно Договору на организацию транспортного обслуживания населения железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородной категории на территории Белгородской области в 2012–2014 годах, подписанного 26 января 2012 года между ППК «Черноземье» и правительством Белгородской области, железнодорожная компания обязана регулировать составность поездов на маршрутах, однако этого не делает. Так, для той же электрички Белгород – Готня пассажиропоток увеличился ещё в марте этого года, однако «Черноземье» до сих пор вопрос количества вагонов так и не урегулировало.

Договор

Мы нашли и изучили вышеназванный договор, на который ссылаются и областное правительство, и пассажирская компания. И выяснили, что «Черноземье» действует, мягко говоря, не совсем в рамках подписанного соглашения. В частности, в пункте 2.3.2 чётко указано: «Исполнитель (ППК «Черноземье») обязуется регулировать составность поездов на маршрутах, приведённых в приложении № 1 к настоящему Договору, в соответствии с колебаниями пассажиропотока». В приложении среди 90 маршрутов вторым в списке значится линия Белгород – Готня.

Камень преткновения

Между тем на самом деле в споре пассажирской компании с региональным правительством всё упирается в деньги. И потому не зря в своём сообщении ППК подробно расписывает «долги» области. Причём суммы, как мы указывали ранее, называет сногсшибательные – сотни миллионов рублей! На наш официальный запрос в департамент строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области начальник департамента Николай Калашников ответил:

«ОАО «ППК «Черноземье» считает недостаточной сумму, предусмотренную в бюджете региона для компенсации выпадающих доходов перевозчику от государственного регулирования уровня тарифа. Белгородская область готова увеличить объём дотаций перевозчику, однако ОАО «РЖД» упорно не раскрывает информацию, необходимую для установления экономически обоснованного уровня тарифа и определения размеров субсидирования».

Тайна за семью печатями?

Казалось бы, чего проще: скажите, сколько денег надо, расскажите почему – и власти региона тут же возместят убытки в соответствии с договором. Однако пассажирская компания называет лишь суммы, а вот откуда они берутся и как рассчитываются – сообщать не желает. При этом руководство компании ссылается на коммерческую тайну.

Представьте хотя бы на минуту, что вы вызвали, к примеру, сантехника, чтобы тот поменял вам кран. Тот называет вам сумму и не объясняет, что часть её – это новый кран, часть – трубы и часть – собственно работа, а просто говорит: «Сумма замены крана – коммерческая тайна!» Абсурд? Естественно! Любой специалист, выполняющий какие-то действия, прекрасно знает, что он должен отчитаться как за работу, так и за расходные материалы.

Кстати. Не предоставляя правительству Белгородской области информацию, железнодорожники очередной раз нарушают ими же подписанный договор. В пункте 2.3.8 указано: «Исполнитель обязуется предоставлять заказчику (правительству области) расчёты экономически обоснованного уровня тарифов и другие документы по запросу заказчика». А вот правительство региона, если вдруг надумает давать деньги без экономического обоснования, само окажется в очень неприятном положении. Потому как сразу же возникнет проблема правомерности расходования бюджетных средств и их целевого использования. Не должен региональный орган власти сотни миллионов рублей наших с вами налогов перечислять непонятно куда, непонятно за что и непонятно, на каком основании.

Коммерческая тайна

А вот с коммерческой тайной, на которую ссылаются железнодорожники, ещё веселее. В нашей стране существует Федеральный закон № 98-ФЗ от 29 июля 2004 года «О коммерческой тайне». И в ст. 6 его говорится: «Обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, по мотивированному требованию органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления предоставляет им на безвозмездной основе информацию, составляющую коммерческую тайну». Получается, что, не предоставляя сведения органам местного самоуправления, пассажирская компания не только договор нарушает?

Мало того! В ст. 4 этого же закона указано, что коммерческая тайна может быть получена на основании договора. А в нём пассажирская компания взяла на себя обязательство предоставлять заказчику экономическое обоснование заявленных сумм.

О монополиях

ППК «Черноземье» является дочерней и зависимой компанией РЖД – монополистом, подпадающим под Федеральный закон № 147-ФЗ «О естественных монополиях». Тут разговор о тайнах вообще теряет всяческий смысл. Потому как в его статье 8.5 чётко указано: «В целях обеспечения прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, открытости регулирования деятельности субъектов естественных монополий и защиты интересов потребителей субъекты естественных монополий обязаны обеспечивать свободный доступ к информации о своей деятельности, которая регулируется в соответствии с настоящим федеральным законом». Однако кроме сумм «задолженностей» пассажирская компания, как оказалось, больше никакой информации региону не предоставляет.

Предостережение

Ситуация с пригородным железнодорожным транспортом оказалась в центре внимания теперь и транспортной прокуратуры. Белгородский транспортный прокурор Александр Корнюшкин возбудил административное дело в отношении ППК «Черноземье» по ст. 14.4 КоАП РФ «Оказание населению услуг ненадлежащего качества». Кроме того, он объявил предостережение её генеральному директору о недопустимости нарушения прав пассажиров. Однако там, где компания считает сотни миллионов рублей, о пассажирах как раз почти ничего и не сказано.

Решение проблемы

Видимо, устав уже увещевать железнодорожного монополиста и взывать к здравому смыслу, власти решили искать другие пути решения проблемы. Так, в департаменте строительства, транспорта и ЖКХ Белгородской области нам сообщили, что региональное правительство совместно с муниципальными образованиями предприняло все необходимые меры для организации альтернативного автобусного сообщения. Привлечены перевозчики, имеющие подвижной состав, открыты новые и продлены существующие автобусные маршруты. Увеличено количество рейсов, а также пересмотрены схемы движения с учётом необходимости заезда в населённые пункты, приближенные к железнодорожным остановкам.

Кроме того, муниципальные образования разработали мероприятия по ремонту и строительству местных автомобильных дорог, что позволит при необходимости открыть новые автобусные маршруты. Будем надеяться, что эти меры помогут и больше никто и ничто не выгонит белгородцев на рельсы.

Ситуацию прокомментировал начальник департамента финансов и бюджетной политики Белгородской области Владимир Боровик.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×