Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 января 2016, 15:37
 Тамара Акиньшина 1911

Кладбище раздора

Как власти и жителям, одинаково озабоченным благоустройством села, услышать друг друга

Кладбище раздора Старое кладбище оказалось в центре Терновки. Фото Владимира Юрченко
  • Тамара Акиньшина

Жители села Терновка, что в Яковлевском районе, прислали в «Белгородские известия» письмо.

Закрыть нельзя расширить

Поводом стала ситуация с сельским кладбищем. Терновский погост появился в начале прошлого века на окраине. Но потом село росло и расширялось, и в результате окраина стала центром. Кладбище постепенно заполнилось. И теперь у селян есть два варианта: либо закрыть этот погост для новых захоронений, либо расширить его.

Второй вариант авторов письма категорически не устраивает. В случае расширения кладбища на его территории окажутся две водонапорные башни, водопровод, а также телефонный кабель и газовые трубы. Кроме того, авторы письма высказывают опасения, что расширение кладбище обеспечат за счёт огородов жителей двух улиц и приовражной зоны. Овраг этот постепенно растёт. А значит, есть риск, что некоторые захоронения окажутся прямо в овраге.

В конце письма его авторы, как водится, пожаловались на главу поселения. С их слов, он «настаивает на проведении дополнительного собрания по вопросу о расширении кладбища, и уже, не дожидаясь решения собрания, проводятся геодезические работы и расчищается дополнительная территория близ кладбища».

Мы отправились в Терновку, чтобы на месте разобраться в обстоятельствах дела и выслушать аргументы обеих сторон.

Татьяна Авдеева (слева) и Людмила Шемаева.
Татьяна Авдеева (слева) и Людмила Шемаева.
Фото Владимира Юрченко

Погост в огородах

Улица Нагорная полностью оправдала своё название: даже с разгона въехать на обледеневшую горку, вдоль которой стоят дома, не получилось. Пришлось возвращаться и искать другую дорогу. А потом пробираться – где по сугробам на обочинах, где прямо по дороге – к дому одного из авторов письма.

Людмила Шемаева приехала в Терновку много лет назад с Кубани. Работала агрономом в колхозе. Семья держала большое хозяйство – благодаря ему Шемаевы смогли «детей выучить в институтах». И сейчас, несмотря на преклонный возраст, супруги обрабатывают огород в 50 соток. Выращивают на нём овощи. А Шемаева разводит тюльпаны и гладиолусы. Появление на огороде кладбища её не устраивает.

«Пусть мы уже в возрасте, но у нас есть дети, внуки…Что же они – должны жить на кладбище? – со слезами в голосе жалуется она, кивая за забор на виднеющийся за огородм погост».


От дома Шемаевых и соседей до погоста не больше полутора сотен метров. Огороды отделяет от кладбища лишь небольшой клочок поросшей молодыми клёнами и сиренью земли да узкий, но глубокий овраг.

«Люди видели, что геодезисты работали с нашей стороны и со стороны улицы Северной, - делится опасениями соседка Татьяна Авдеева. – Только не поняли, для чего они там меряют. Мы, сельские активисты, трижды проводили собрание и голосовали за запрет на расширение этого кладбища и за открытие нового. Если кладбище расширят, вся вода оттуда будет течь через мой огород, мой двор. А у нас здесь скважины, внизу по улице – колодец...»

Для начала соседки побывали у главы сельского поселения. Тот им объяснил, что никакого решения относительно кладбища ещё не принято. Женщины не поверили. И на всякий случай написали письмо в газету («Вы прекрасно понимаете, что, если не начинаешь вовремя бороться, потом тебя ставят перед фактом: чего, мол, раньше сидели-молчали!»).

Глава Терновского сельского поселения Виктор Калинин.
Глава Терновского сельского поселения Виктор Калинин.
Фото Владимира Юрченко

Дым без огня

Глава Терновского сельского поселения Виктор Калинин от вопросов прессы уходить не стал. Да, в отношении погоста есть определённые планы. Но речь идёт вовсе не о расширении, а о благоустройстве кладбища как части проекта по благоустройству села. На приватизированную селянами землю покушаться никто не будет. Терновку выбрали как пилотную территорию для реализации районного проекта «Будущее на пять с плюсом».

По словам главы поселения, утверждённого проекта по благоустройству погоста пока нет. Есть лишь отдельные идеи. Скажем, хотят перенести кладбищенские ворота с их теперешнего места ближе к водонапорным башням. Сейчас ворота соседствуют с сельским клубом, построенным при советской власти на месте разрушенного дома священника. На строительство нового клуба денег, понятное дело, нет. А вот на то, чтобы перенести ворота в другое место, а рядом с клубом их заменить глухим забором, средства найдут. Там, где кладбище соседствует с земельными наделами селян, устроят зелёную лужайку, ротонду и дорожку. Овраг, возможно, частично засыплют. А водонапорные башни и коммуникации останутся на своём месте.

В результате благоустройства кладбища власти надеются увеличить его резерв без расширения территории.

«Есть могилки, которые уже заброшены, к которым никто не подходит, – рассказывает Калинин. – Будем искать родственников похороненных там людей. Если не найдём, то своими силами поправим. А то, что уже не подлежит восстановлению – будем как-то убирать. Разумеется, максимально бережно и с благословения батюшки…»

В ближайшие недели проект благоустройства села (а значит, и кладбища) обсудят на общем сходе жителей Терновки. Средствами районного бюджета тут не обойдёшься. Селянам тоже придётся поучаствовать – и рублём, и трудом. Но при этом никто никого «ломать через колено» не будет: проект задуман в том числе и для объединения людей совместным благим делом.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×