Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
28 августа 2015, 11:11
 Елена Байтингер 3484

«Хочется побед, адреналина и эмоций!»

Губкинская спортсменка Елена Толмачёва – единственная в Белгородской области мастер спорта по грепплингу

«Хочется побед, адреналина и эмоций!» Елена Толмачёва на тренировке. Фото Владимира Юрченко
  • Елена Байтингер
  • Статья

Елена Толмачёва рассказала «БелПрессе», как успевает завоёвывать медали и звания, работать тренером, спортивным судьёй и воспитывать будущих чемпионов.

– Грепплинг – молодой вид спорта, который набирает популярность, но большинству это слово ни о чём не говорит. Расскажите, что это за вид борьбы?

– Грепплинг – разновидность боевого искусства, в котором совмещаются приемы и техники многих боевых дисциплин: самбо, вольной борьбы, дзюдо, джиу-джитсу. Решающую роль в единоборстве играет техника спортсмена; весовая категория и физические данные значения не имеют. В отличие от других боевых дисциплин, в грепплинге победа определяется использованием болевых и удушающих приёмов. Форма спортсмена, кроме шорт, включает рашгард (облегающую футболку с коротким или длинным рукавом). Сегодня об искусстве грепплинга (что это такое, каковы его правила и др.) известно во всём мире. Эту разновидность борьбы ещё называют борьбой в партере. Около 70 % уличных драк завершается борьбой на земле, и в этом случае навыки грепплинга оказываются весьма полезными.

– В прошлом году в Белгородской области появилась Федерация грепплинга, а уже в феврале 2015-го прошли первые областные соревнования, где вы дебютировали и сразу взяли золото.

– Мы нашли положение о соревнованиях (чемпионате Белгородской области) и решили поучаствовать. Бороться-то мы умеем – правила прочитали, понял и суть борьбы, потренировались и поехали. Тогда в регионе мы с Татьяной Шестаковой (сегодня Татьяна – победитель первенства мира по грепплингу – прим. авт.) стали первыми. Потом выиграли чемпионат ЦФО. Пришлось ехать на чемпионат России. Там я взяла серебро, а Татьяна – бронзу. А на прошедшем в мае чемпионате Европы в Италии мы заняли третьи места.

– После каких соревнований вы получили звание мастера спорта по грепплингу? И каково это – быть не только первой, но и единственной в регионе мастером спорта по этому виду борьбы?

– Есть чувство достоинства. Не зря я 15 лет дзюдо занималась! Норматив мастера спорта я выполнила на чемпионате России. Тут нет ничего сложного: надо просто учиться, тренироваться, где-то правила подучить – основа-то у всех видов борьбы одна и та же. Мастерство одной борьбы передаётся на все.

– Лена, как вы вообще пришли в спорт? Почему выбрали именно борьбу?

– Я начала заниматься дзюдо в 13 лет: был набор девочек, и мы с подружками стали вместе ходить. Мне нравились тренировки, нагрузки – я получала от этого удовольствие. Потом первые соревнования, начали зарабатывать первые медали. И закрутилось. Это болезнь. Как у наркоманов. Тянет в зал, хочется побед, адреналина, эмоций. В 18 лет я выполнила мастера спорта по дзюдо и сразу начала работать тренером в детско-юношеской спортивной школе № 2.

– Кого тренируете?

– Я тренирую группу малышей с 5 лет – всего десять человек. Они воспринимают всё в игровой форме: делают специальные упражнения для развития мышц спины, ног, шеи, по-пластунски ползают, на коленках бегают, крабиком, на шпагат садятся – что мы с ними только не делаем! Им очень нравится. Кто первым прибежит, кто последним – когда их десять человек, им интересно друг перед другом. Летом был перерыв, так родители обзвонились: когда начнутся тренировки? Дети уже не дождутся. Также у меня есть и воспитанники других возрастов, примерно 60 человек, которые выступают на всех уровнях соревнований, занимают призовые места и радуют меня и родителей.

Елена Толмачёва со старшим сыном Сашей в зале.
Елена Толмачёва со старшим сыном Сашей в зале.
Фото Владимира Юрченко

– У вас двое детей (Саше 5 лет, Илье – 4 – прим. авт.). Наверное, в зале вместе с вами с пелёнок?

– Я в декрете особо не была ни разу. Моя мама говорит: люди по три года в декрете сидят, а ты бежишь на эту работу сломя голову! Так что через три месяца после рождения ребёнка я уже ездила на соревнования, чтобы не потерять общий тонус. Для меня в этом не было никаких проблем. Конечно, были небольшие сложности с попаданием в весовую категорию… Когда Сашке было полгода, я официально вышла на работу. Так что, да – дети выросли со мной в зале. Кроме того, я беру их с собой на соревнования. Им это в радость.

– Получается, вы тренируете и собственных детей? Уже есть какие-то успехи?

– Старший уже три медали заработал. Недавно проходило первенство ДЮСШ № 2 по дзюдо, и я подумала – а пусть попробует, поборется. Занял первое место и два третьих на других соревнованиях. Грамоту, медаль и приз дали. Он очень рад. Теперь рассказывает в садике, что он дзюдоист, умеет бороться. Говорит: я буду спортсменом, все медали заработаю. Уже есть желание быть первым, побеждать. Саша и разминку у малышей проводит – все за ним повторяют, потому что он уже всё умеет.
А вообще дети гордятся мной и всем рассказывают, что мама самая лучшая, самая красивая и спортивная, что у неё много медалей. Если на улице ребята постарше начинают что-то отнимать, сразу говорят: сейчас мама вам налупит!

– Хотя, наверное, уже и сами могут?

– Сами могут, но я ж не разрешаю (смеется).

– Вы строгая мама?

– Очень строгая. Причём с чужими детьми не такая: со своих требую больше. Они же должны помогать маме, не мешать мне работать. Но баловаться любят, как все дети. Воспитываю кнутом и пряником, как говорится.

– Кроме как мамой и тренером, вам ещё приходится быть судьёй…

– Да, я ещё судья по дзюдо. Сейчас собираюсь на чемпионат России в Красноярск. В этом году судила официальный старт и Кубок Европы. Начинала с областных соревнований, потом на уровне ЦФО, и теперь меня вызывают на все официальные старты. Молодых приучают работать, потому что старое поколение уже уходит, а новых судей тоже нужно обучать. Из-за этого сейчас езжу по всем соревнованиям, по всем возрастам.

– Чтобы стать судьёй, нужно пройти какое-то обучение?

– Да, надо учиться, проходить семинары. Они проводятся перед каждым соревнованием: есть двухнедельные, недельные, почасовки. Обсуждаются новые правила. Выдают сертификаты. Есть зачётная судейская книжка, куда вписывают соревнования и ставят оценки. У меня сейчас первая категория. Есть ещё всероссийская, международная и олимпийская – до неё мне осталось чуть-чуть (смеется).

– Значит, цель есть такая?

– Конечно! Если заниматься чем-то, то заниматься до конца. Я человек целеустремлённый: мне нужно всё лучшее!

– Сейчас всё-таки что больше нравится – стоять за периметром или на коврике?

– Нет, я ещё не наборолась. Может, и в 30 лет не наборюсь. Возраст ещё позволяет, так что буду бороться, пока будет желание.

– А желание, наверное, – выиграть соревнования мирового масштаба?

– Да, в октябре мы с Татьяной Шестаковой планируем попасть в сборную России перед чемпионатом мира. Двухнедельные сборы пройдут в Москве. Дело в том, что спортсменка, которой я проиграла на чемпионате России (она заняла первое место) сломала ключицу, и не факт, что она успеет восстановиться. Тренеры сборной будут решать, везти её или нет. А я пока не травмирована, иду вторым номером. Если пройду эти сборы, попаду на чемпионат мира.

С победительницей первенства мира по грепплингу Татьяной Шестаковой.
С победительницей первенства мира по грепплингу Татьяной Шестаковой.
Фото Владимира Юрченко

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×