Не по регламенту
По словам директора предприятия Игоря Мялицына, на такой шаг пришлось пойти не от хорошей жизни:
«На предприятии существует регламент: ежедневно до 13:00 мы обмениваем монеты на бумажные купюры, а затем производим выплаты сотрудникам, – рассказывает он. – Денисенко за деньгами прибыла раньше указанного времени и потребовала выдать ей зарплату тотчас же, сиюминутно. Возможно, она куда-то спешила. На тот период времени в кассе находились металлические деньги номиналом 5 и 10 рублей, подготовленные для сдачи в банк. Кассир, чтобы не провоцировать скандал, выдала ей металлические деньги. Этот случай не типичный».
Как рассказал директор, после того как история привлекла внимание прессы, здесь провели служебную проверку.
«К кассиру, выдавшей зарплату металлическими деньгами, приняты определённые управленческие решения, – говорит он. – И всем указано на то, чтобы никому не выдавать зарплату металлическими деньгами, а выдавались только купюрами».
За зарплатой с грузчиками
Впрочем, как выяснилось, попавший в телеэфир случай – вовсе не единичный. На днях электромонтёр МУП «Городской пассажирский транспорт» Пётр Эдигер, работавший на предприятии с советских времён по декабрь прошлого года, также получил от теперь уже бывшего работодателя 50 тысяч рублей в виде монет номиналом от 1 до 10 рублей.
«До этого последний раз получил зарплату в мае прошлого года, – рассказывает он. – Но на работу продолжал ходить: на мою пенсию трудно жить. В конце декабря 2015 года я всё-таки уволился, но и тогда не получил денег. Мы подавали коллективный иск в суд, обращались в прокуратуру, но только в начале февраля я получил первую выплату».
Сегодня с обращениями сотрудников «Городского пассажирского транспорта» работают прокуратура и трудовая инспекция. В интересах работников с подобными обращениями в суд направлено 407 заявлений. Всего же, по информации предприятия, в составе его автопарка работают почти 600 человек.
«С исполнительным листом, взятым у пристава, я получил деньги в начале февраля, не целиком, а за четыре месяца, – продолжает Пётр. – Килограммов 50–80, не знаю точно. Кое-как до дороги донесли с мужчиной, а там на такси поехал. Менять пришлось в двух банках – отказались принимать столько. За зарплатой за оставшиеся три месяца, видимо, придётся ехать на машине и с помощниками».
Ситуация под контролем
Ситуация, сложившаяся на предприятии, потребовала вмешательства городских властей. В декабре мэрия ввела внешнее наблюдение. Сейчас чиновники вместе с руководством предприятия разрабатывают стратегию выхода из кризиса. Первые шаги они уже сделали – в частности, погасили значительную часть долгов.
Теперь нужно погасить долги по зарплате и выплате страховых взносов (по данным регионального отделения Пенсионного фонда РФ, по ним задолженность превышает 14 млн рублей), разблокировать счёт и постепенно реанимировать перевозчика. При этом история с монетами не повторится, уверяют городские власти.
«Администрация города незамедлительно отреагировала на факт выплаты зарплаты монетами, – поясняет заместитель начальника департамента городского хозяйства Сергей Полхов. – Руководителю предприятия объявлен выговор. Департамент городского хозяйства взял ситуацию под контроль. Мы никуда не денемся от монет, но работники будут получать деньги бумажными банкнотами: менять мелочь на купюры в банке будет бухгалтерия предприятия».
Отдать долги
Как сообщили нашей редакции в прокуратуре, в конце августа в отношении руководителя уже было возбуждено дело об административном правонарушении за невыплату зарплаты и назначен штраф – 5 тысяч рублей. Затем мировой суд привлёк директора предприятия к административной ответственности, назначив ещё один штраф – 10 000 рублей. В конце декабря прокуратура объявила Игорю Мялицыну предостережение и повторно возбудила дело об административном правонарушении. Исполнительные документы направили судебным приставам, с чьей помощью люди постепенно стали получать свои деньги.
На предприятии признают: долги перед работниками у предприятия есть. Главная причина неэффективности работы, по мнению МУП, обилие нелегальных перевозчиков. Борьба с ними пока не приносит плоды: муниципальную маршрутную сеть активно «окучивают» те, кто даже не участвовал в проводимом городскими властями конкурсе на право пассажирских перевозок. Тем не менее предприятие старается постепенно погашать долги и выплачивать имеющиеся задолженности.