Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
21 октября 2016, 17:38
 Анна Бессонова 3731

Доехать до каждого

Как автолавки Прохоровского райпо снабжают товарами жителей глубинки

Доехать до каждого Варвара Немцева. Фото Анны Бессоновой
  • Анна Бессонова
  • Статья

В Белгороде и райцентрах человеку не надо ломать голову, где что приобрести: магазинов хватает. И в сёлах вполне реально купить продукты и вещи первой необходимости. А вот что делать жителям маленьких хуторов, где магазин давно закрыли или никогда и не открывали? В глубинке продуктами и предметами первой необходимости жителей снабжают автолавки – магазины на колёсах.

Работают десятилетиями

Мы отправились в Прохоровский район, где с советских времён действует система потребительской кооперации. Выбор не случаен: Прохоровское районное потребительское общество в числе лучших в нашем регионе.

«К сожалению, кооперация в области распадается. Остались мы, Алексеевка, Уразово, Шебекино. Ивня ещё чуть теплится. У Белгородского райпо объёмы мизерные, как у нас в одном магазине, – говорит председатель правления Прохоровского райпо Татьяна Великих. – У нас же, помимо прочей деятельности, два автомагазина на двух маршрутах работают стабильно десятилетиями».

Весной этого года фонд «Поколение» депутата Госдумы Андрея Скоча подарил райпо современную автолавку. Однако новая машина не вездеход. Сейчас свежая «Газель» ездит по отдалённым сёлам, в которых есть асфальт. А по бездорожью колесит проверенный уазик. По словам Татьяны Степановны, изначально это был обыкновенный бортовой автомобиль, для которого шебекинские мастера сделали на заказ будку. Специалисты установили витрины, холодильник, полки, и машина отправилась к покупателям. А новый фургон-автомагазин на базе «Газели» изначально был оснащён витринными полками, стеллажами, электрооборудованием и морозильной камерой, так что здесь ничего переделывать не пришлось.

Хлеб, мороженое и галоши

В райпо уверяют, что по сравнению с тем, что доставляли в деревни 15 лет назад, ассортимент утроился. Определённая группа товаров есть всегда: хлеб, молоко, соль, спички, макароны, мясо птицы, рыба, колбаса, мыло, стиральный порошок, печенье, конфеты и даже мороженое. Кроме того, автолавки работают по заявкам. Например, осенью просят бабули на хуторе привезти галоши. И в следующий приезд привозят им резиновую обувку. Кому‑то нужно постельное бельё, подушки, одеяло, ватную куртку, комнатные тапочки. Фрукты тоже на селе хорошо берут.

«Раньше у людей в деревне были коровы, козы, прочая живность. Если я не держу, то сосед держит, и я у соседа покупаю. А сейчас такое время наступило, что и сосед не держит. Возим даже картошку, капусту, морковку, – говорит Татьяна Степановна. – Но люди постарели, а молодёжь не остаётся. Многие привозят бабушек и дедушек только на лето. Они дышат свежим воздухом, а сейчас как раз такое время, когда родственники забирают их обратно. Или приходят девчата наши, рассказывают: «Вот, бабушка умерла. Жаль, хорошая была».

Фото Юрия Коренько

Почти ненаселённые пункты

Автомобили ездят по населённым пунктам по утверждённому графику. Обслуживают автолавки 65 населённых пунктов. Спросите, откуда в Прохоровском районе столько сёл? Да это и не сёла вовсе, а маленькие хуторки, которые на карте порой найти сложно. Ещё бы: в одном проживают 30 человек, в другом – 12, ещё в одном – всего двое.

Несколько лет назад таких хуторов в маршруте автолавок было 77. Теперь из списка выбыло 12 уже не населённых никем пунктов. Пожилые люди либо уходят в мир иной, либо их забирают к себе родственники.

А в некоторых, где жители, по официальной статистике, вполне себе имеются, на самом деле людей практически нет. Например, на хуторе Сторожевое-Первое числится 31 человек, а за покупками ходят человек шесть. В Сторожевом-Втором из 35 жителей возле автолавки появляются 14, в Липовке из 27 – двое, в Васильеве из 32 – один.

Правда, статистика райпо не говорит однозначно, что всех остальных не существует. Просто кому‑то необходимые вещи привозят дети, кто‑то сам имеет машину и в состоянии ездить в ближайшие магазины. Есть также нюансы с пропиской: то в доме зарегистрированы дети и внуки, которые тут и не жили никогда, то, наоборот, бабушки числятся проживающими, а на деле их давно забрали к себе дети. Тем не менее супермаркет на колёсах стабильно приезжает даже к минимуму покупателей.

«В системе автолавок есть рентабельные и нерентабельные сёла, но мы их не выделяем, – объяснил заместитель председателя правления Прохоровского райпо, сын Татьяны Степановны – Константин Великих.– В целом организация работает всё‑таки с прибылью. У нас позиция такая: люди‑то не виноваты в слабой покупательской способности. Так что мы работаем».

И про здоровье, и про личную жизнь

Лавка приезжает в населённый пункт один-два раза в неделю, в зависимости от количества проживающих там людей и их запросов. У каждой автолавки есть определённый маршрут на каждый день с понедельника по пятницу. В каждом хуторе машина стоит примерно по 20 минут.

Экипаж автолавки – водитель и продавец. Пара не меняется годами. Причём водитель – он же и грузчик, который с утра на базе товар загружает. Он же и носильщик. Водитель и до дома стариков отведёт, и пакет донесёт. А то бежит и в окна стучит, чтобы люди вышли.

Новая машина приезжает не только в мелкие населённые пункты, но и в отдалённые районы самой Прохоровки, например на Белгородскую улицу, где несколько лет назад жильё предоставили ветеранам. Ближайший магазин – в полутора километрах.

Люди уже знают, когда будет автолавка. Заранее собираются на месте её остановки, разговаривают.

«Машина приезжает около десяти утра, это очень удобно, – говорит местная жительница Людмила Донкова. – Если холодно на улице, водитель, спасибо ему, сигналит, дескать, выходите. Хлеб берём, молоко, рис, всё необходимое. Хорошо, конечно. Когда свои овощи заканчиваются, и морковочку, и лучок, и капусту заказываем. Из ветеранов здешних кто умер, а кто живёт. И они выходят».

Подтверждая её слова, на следующей остановке к автолавке подходит ветеран Великой Отечественной войны Марья Петровна Лукошкина, перечисляет нужные продукты и называет продавщицу Любовь Галуцких Любаней. На них с улыбкой поглядывает водитель Сергей Канунников. Он работает в райпо двадцатый год и 12 лет – на автолавке. Раньше ездил на уазике, теперь определили на новую машину.

«На этом маршруте я недавно, но уже людей узнаю, – рассказал Сергей Петрович. – А на прежнем и про семьи знал, и про личную жизнь рассказывали, про здоровье. Бывало, что лекарства просили бабушки, которым некому привезти. Привозили. Один дедушка восьмидесятилетний выходил, садился на лавочку. Я пойду, у него сумочку возьму и список продуктов, продавцу подношу. Потом обратно несу».

Мария Лукошкина.
Мария Лукошкина.
Фото Юрия Коренько

Все грязи мои

УАЗ выезжает к людям и зимой в снегопад, и весной в распутицу – в любую непогоду. Мы встретили его в Журавском сельском поселении. Несмотря на то что за день до нашего приезда в районе прошёл дождик, его не хватило на то, чтобы грунт основательно размяк, так что уазик без проблем преодолевал сложные места своего маршрута.

Автолавка остановилась возле домов, где начиналась гладкая асфальтированная дорога.

Окружившие её пожилые женщины, узнав, что мы журналисты, наперебой начали восклицать, показывая в сторону хуторов Думное и Перелески:

— Вы гляньте, гляньте, какие дороги!

— Во‑он оттуда они ехали. Пять километров! По грязи!

— Иной раз так едут, шо… – бабушка обречённо махнула рукой.

— Раньше там железнодорожная станция Ельниково была, имелся магазин. А теперь же поезда ходят как? Один в сутки? Магазина давно нет, – рассказала о соседнем хуторе пришедшая за продуктами Лидия Недобой.

Водитель УАЗа Геннадий Озеров уже шесть лет работает на автолавке.

«Там дачники летом находятся, а постоянных жителей – три двора, – объяснил Геннадий Алексеевич. – Но ехать всё равно надо. Где нет асфальта – там я. Все грязи мои».

На помощь приходит трактор

Зимой в сельских поселениях дороги от снега очищают исправно. Главы сельских администраций работают в контакте с райпо. У них есть график приезда автолавок и телефоны продавцов.

«Есть маршруты, на которых асфальта никогда не было, хотя, надеюсь, когда‑нибудь будет. Хорошо, что с каждым годом хороших дорог становится всё больше, – заметил Константин Великих. – Если зимой дорога забита, то первым едет трактор, дорогу прочищает, доезжает до села, за ним сразу наша машина идёт».

С грязью часто бывают проблемы по пути на хутора Таранов и Глушки. Там дорога идёт на спуск и подъём. Автомобиль, хоть и вездеход, но в гружёном состоянии не способен преодолеть такое препятствие. Тогда тоже на помощь приходит трактор. Бывали и курьёзные случаи с доставкой товаров по распутице.

«Года три назад позвонили Татьяне Степановне из МЧС. Сообщили, что на хутор Перелески не приехала автолавка, – вспоминает Константин Юрьевич. – Я уже знал об этом. Сказал тогда нашим: «Ребята, машину не рвите, а то ведь нас потом оттуда самолётом не вытащишь». «Нет, – говорят в МЧС,– людям нужны продукты». Ну хорошо, у нас ещё своя «Нива» есть. Приехали туда на ней таки. В итоге взяли у нас люди буханку хлеба и 2 кг яблок. Основная масса людей понимает, да и мы предупреждаем, что грязь, дороги нет. Они заранее муки наберут, масла и прочего. Так что больших проблем с этим не возникает».

Фото Анны Бессоновой

А я помню вашу маму

От первой асфальтовой остановки автолавки 2 км по деревне до ближайшего магазина. Некоторые отсюда в центр села добираются только в день получения пенсии в сберкассе. В остальное время ждут магазин на колёсах.

«Я вот селёдочки взяла, хлебушка, муки, крупы, – говорит Лидия Недобой. – Слава Богу, у нас асфальт больше десяти лет назад положили. Раньше в грязи тонули, сейчас лучше, конечно».

Лидия Павловна родилась в Прохоровском районе, потом работала на швейной фабрике в Белгороде, а выйдя на пенсию, вернулась на малую родину.

«Тогда ещё мама жива была. Теперь я одна тут. Пенсия маленькая, в хозяйстве одни курочки. Раньше и коз держала, а сейчас силёнок уже не хватает. Огород ещё есть. Но в автолавке тоже овощи заказываю, потому что недород. Картошки, можно сказать, в этом году вообще ничего не убрали. Капусты нет. Если б не дети, кто б тут держал этот огород? Благо, они приезжают, помогают посеять, убрать», – поделилась Лидия Павловна.

На следующей остановке, в хуторе Григорьевка, местная жительница рассказала, что до магазина в центре Журавки идти минимум полчаса.

— Да и кто пойдёт? – вопрошает женщина. – Это я с мамой, ей 87 лет, вот приехала за ней ухаживать. А так тут баба Варя, наверное, самая молодая – ей 80 лет. Раньше баба Таня приходила, все соседи собирались, сидели, ждали. Сейчас мало людей осталось. Некоторые дома пустые стоят.

— А я помню вашу маму, – заметила продавец автолавки Раиса. – Бабуля сама выходила, сырочек колбасный всегда покупала.

Тут как раз подошла «самая молодая» баба Варя – Варвара Егоровна Немцева. Живёт одна, держит кур. Говорит, что так хоть яйца не нужно покупать. Огород 10 соток также имеется. Две дочери у неё в Харькове, а сын в Журавке агрономом работает.

На других остановках бойкие бабушки и дедушки идут к автомагазину на костылях, с палочками, кое‑как, но всё‑таки приходят. Интересуемся, а как же совсем старенькие и немощные получают продукты? Ведь некоторым и из дома выйти проблематично. Оказалось, что им этого делать и не нужно. Таким пенсионерам помогают соцработники. Но это уже другая история.



Прохоровское райпо в цифрах:

  • райпо обслуживает около 29 тысяч человек, проживающих в 135 населённых пунктах;
  • в обществе работает почти 400 человек;
  • на протяжении последних 15 лет райпо становилось лидером Всероссийского и областного соревнования среди кооперативных организаций;
  • на долю потребительской кооперации приходится почти треть розничных продаж района;
  • райпо имеет 72 магазина, в том числе 10 – самообслуживания, 12 предприятий общественного питания, 8 производственных цехов;
  • два автомагазина обслуживают почти две тысячи жителей. В месяц автолавки проезжают более пяти тысяч километров.

Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×