Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
02 апреля 2015, 13:33
 Елена Байтингер 7020

Дизайн-код: тайна, покрытая краской

«БелПресса» попыталась разобраться, что такое дизайн-код в понимании чиновников и архитекторов

Дизайн-код: тайна, покрытая краской Проект управления архитектуры – дизайн-код белгородских улиц
  • Елена Байтингер
  • Статья

Управление архитектуры и градостроительства Белгорода взялось за разработку дизайн-кода для 13 улиц и 14 жилых групп. В 2015 году в соответствии с ним планируют изменить визуальный облик 46 фасадов зданий. Горожанам городская администрация предложила оценить их начинания.

«Проект затронет те дома, которые значатся в программе капитального ремонта. На наш взгляд, будет не совсем правильно, если все они окажутся разными, поэтому решили придумать для них дизайн-код, предполагающий единые требования к их оформлению», – сообщил «БелПрессе» начальник отдела по ведению информационной системы обеспечения градостроительной деятельности Артём Королёв.

Работу начали в декабре. По словам Королёва, уже готовы проекты пяти улиц: Попова (от Павлова до 3-го Интернационала), Садовая (от Гагарина до Шершнёва), Шершнёва (от Садовой до Некрасова), Некрасова (от Мичурина до Шершнёва) и Мичурина (от Б. Хмельницкого до Садовой).

Дизайн-код колористического решения фасадов на улицах Мичурина и Некрасова предлагают обсуждать всем городским сообществом. Направлять замечания и предложения можно на электронную почту beluaig@mail.ru. Некоторые уже высказали мнения о проекте в сообществе «Белгород – это интересно».

  • Комментарии в сообществе "Белгород - это интересно""

  • Комментарии в сообществе "Белгород - это интересно"

Что такое дизайн-код

Разговоры о том, что пора сформировать целостный облик города, звучат в том или ином контексте регулярно. К вопросу с разных сторон подступаются и официальные структуры, и профессиональное художественное сообщество, и отдельные увлечённые урбанистикой горожане. Диалога пока не выходит, хотя обсуждение идёт по сути вокруг одного понятия – дизайн-код.

Под дизайн-кодом специалисты понимают единый свод правил и требований к оформлению неких объектов или пространства. В России впервые о нём заговорил столичный дизайнер Артемий Лебедев. Его студия по заказу мэрии Москвы разработала руководство по размещению вывесок на центральных улицах. Документ попытался упорядочить рекламу на городских зданиях, привести её к общему знаменателю и тем самым сделать облик столицы визуально единым.

  • Пример работы студии Лебедева.

  • Пример работы студии Лебедева.

  • Пример работы студии Лебедева.

  • Пример работы студии Лебедева.

В Белгороде аналогичную работу в прошлом году совместно с городским управлением архитектуры и градостроительства проделала студия дизайна М207 во главе с Геннадием Арчибасовым. Результат – руководство по оформлению входов в нежилые помещения и размещению наружной рекламы, получившее название дизайн-кода Белгорода.

  • Пример работы студии М207.

  • Пример работы студии М207.

  • Пример работы студии М207.

  • Пример работы студии М207.

«Мне бы хотелось, чтобы перед тем как повесить вывеску или рекламу, люди ознакомились с этим документом или взглянули на руководство Артемия Лебедева, ставшее основой для нашей работы. Это универсальные правила, которые помогут сделать город чище и лучше», – говорит Арчибасов.

Ещё один дизайн-код, регламентирующий оформление вывесок, в октябре 2014 года общественности представил бывший главный художник Белгорода Юрий Калинин. С тех пор статус обоих документов остаётся неизвестным.

Код или не код?

В конце марта городское управление архитектуры добавило в коллекцию местных дизайн-кодов ещё один проект. Описанное в нём цветовое решение для фасадов уже знакомо белгородцам: по программе капремонта в похожем стиле преобразили немало жилых домов. Однако самого единого свода правил (пресловутого дизайн-кода), на основании которого выбрали данный способ покраски или палитру цветов, на сайте нет.

Дизайн-код улицы Мичурина.
Дизайн-код улицы Мичурина.
Скрин с сайта beladm.ru

«Они покрасили здания – отлично. Но дальше-то первые этажи сдадут в аренду и там появится реклама. А вот как её оформить, в этом дизайн-коде уже не прописано. Просто покраска никак не регламентирует того, что станет с фасадом дальше, поэтому само по себе предложенное колористическое решение к дизайн-коду отношения не имеет», – считает Геннадий Арчибасов.

С ним согласны и другие опрошенные «БелПрессой» специалисты. Рассуждая о проекте, заведующая кафедрой дизайна БГИИК профессор Юлия Легеза отмечает, что дизайн-код не должен ограничиваться лишь покраской домов:

«Если мы говорим о дизайн-коде всей улицы, безусловно, необходимо проработать и другие элементы городской среды, например скверы. И они должны принципиально отличаться – по пластике, цвету малых архитектурных форм, зелёным насаждениям. Это нужно решать комплексно, тогда мы сможем сказать, что это является кодом каким-то».

 

Дизайн-код улицы Мичурина.
Дизайн-код улицы Мичурина.
Скрин с сайта beladm.ru

Дизайнер Артём Косенков подходит к понятию дизайн-кода глобально и определяет его как генеральную архитектурно-художественную концепцию городского пространства. В неё, по его мнению, необходимо вписать предложения о том, как должны выглядеть вывески и рекламные конструкции, указатели, описание разрешённых методов пристроек, входных групп, подъездов, а также решения для парковок, газонов – тех элементов, до которых «обычно не доходят руки у строителей и коммунальщиков».

«Первые этажи скуплены под нежилые помещения, и работать нужно с ними, а не с раскраской того, что не доступно обывателю и хозяевам магазинов», – говорит Косенков.

Юлия Легеза в качестве варианта работы с рекламой предлагает вынести её за пределы первых этажей жилых домов и расположить вдоль тротуара отдельно стоящими конструкциями. В этом случае она не будет вступать в противоречие с предложенной колористикой зданий, которую профессор оценивает положительно.

Дизайн-код улицы Мичурина.
Дизайн-код улицы Мичурина.
Скрин с сайта beladm.ru

«Если говорить о самом принципе покраски, то он очень удачный, – считает Юлия Александровна. – Такое членение монотонных однообразных фасадов, разбивка на цветовые пятна – это очень правильно и своевременно. Когда ты попадаешь в ту или иную часть города и только по цветовому решению фасадов можешь понять, где ты находишься, это очень сильное и хорошие средство визуальной коммуникации».

Подобного рода цветотерапия, по её словам, даже с психологической точки зрения положительно повлияет на жителей города.

Противоположного мнения придерживается Косенков:

«Раскраска очень скучная. Почему-то сначала красили в ядерные цвета, теперь же гулять по району будет очень скучно».

Специалисты сходятся в одном: прежде всего нужно разработать облик города целиком, а уже потом браться за покраску фасадов отдельных домов. Предлагают выделить объекты, которые смогут стать смыслообразующими в том или ином районе, и формировать пространство вокруг них. В результате город будет выглядеть цельным, но не однообразным. А произойдёт это, если мы определимся, чего хотим от города.

 


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×