Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
18 декабря 2014, 14:10
 Ирина Дудка 2742

Даёшь молодёжь

Почему в Белгородской области абитуриенты не торопятся получать рабочие профессии

Даёшь молодёжь
  • Ирина Дудка
  • Статья

Кадры для строительной отрасли готовят 17 из 36 средних профессиональных образовательных учреждений области, однако потребность в специалистах по-прежнему высока. Спрос в несколько раз превышает предложение. Как утолить кадровый голод, работодатели из отраслей строительства, транспорта и ЖКХ обсуждали на заседании 17 декабря.

Дети не пришли

Дабы не тратить государственные средства впустую, средние профессиональные учебные заведения формируют бюджетные места на основе заявок от работодателей. Такой подход гарантирует выпускникам трудоустройство, а фирмам квалифицированную рабочую силу.

Итогом заказной кампании 2014 года стали 1 707 мест в средних профессиональных образовательных учреждениях. Именно столько людей готовы трудоустроить предприятия, которые занимаются строительством.

«На самом деле нужно больше 6 тыс. специалистов, исходя из того что работодатели заявляют в центрах занятости, но нам они подали заявки на 1 707 мест, – сказала первый замначальника департамента внутренней и кадровой политики области Ольга Павлова. – Фактически было принято 1 294 человека, поскольку на некоторые специальности абитуриенты даже не подавали документы. Контрольные цифры приёма составили 76 %, дети не пришли».

По её данным, у абитуриентов наименее популярными профессиями в строительстве оказались мастер отделочных и общестроительных работ. В нескольких районных техникумах из-за отсутствия спроса у абитуриентов не получилось сформировать группы сварщиков. Популярными же остаются специальности, связанные с энергетикой и лесными ресурсами (ландшафтные дизайнеры).

Для транспортной отрасли кадры готовят 17 учебных заведений. Исходя из заявок работодателей, контрольная цифра приёма составила 1 030 мест, а фактически пришли учиться 954 человека – 93 % от потребности. Наибольший конкурс был на программы «техническое обслуживание и ремонт автотранспорта» в Белгородском строительном колледже – почти 2 человека на место и в Шебекинском техникуме промышленности и транспорта на «организацию перевозок и управление на транспорте» – 1,2 человека на место.

«Итоги приёмной кампании 2014 года показывают, что привлечь абитуриентов для получения рабочих профессий непросто, и даже самые востребованные у работодателей специальности, такие как мастер отделочных работ, мастер общестроительных работ, машинист крана, малопривлекательны для бывших школьников, – констатировала Ольга Павлова. – При этом не всегда дело в размере зарплаты: мы прекрасно понимаем, что у нас отделочники и мастера общестроительных работ зарабатывают очень хорошо, если хорошо работают и хорошая выработка. Причина, видимо, в том, что была слабая профориентационная работа. Если мы сейчас не проведём профориентационную кампанию, мы не привлечём ребят на хорошие специальности».

Размер оклада имеет значение

Правительство пытается формировать новый рабочий класс, который с началом перестройки и развалом промышленных гигантов сам собой канул в лету. Школярам внушают: в стране перебор с «офисным планктоном», нужны рабочие руки, которые смогут и варить, и строить. Работодатели распинаются о том, как они ищут профессионалов и перекупают их у конкурентов, как держатся за специалистов, которым давно пора на пенсию, но их некем заменить. Словом, рабочие нужны, не торопитесь получать дипломы юристов-экономистов.

Но все убеждения о престиже, безусловной нужности, почётности, а иногда даже незаменимости рабочих профессий развеиваются при просмотре реальных предложений о работе: сварщик – от 12 тыс. рублей, плиточник-отделочник – от 15 тыс., каменщик – от 8,1 тыс. Только маляр может рассчитывать на доход от 20 тыс. и крановщик от 25 тыс. Во всяком случае такие оклады предлагаются на сайте «Город работ» в Белгороде. Каков отрыв от нарисованной юным воображением картинки «Требуются сотрудники в офис»: кабинет с кондиционером и кулером, белый воротничок и оклад тысяч 30, а лучше 40. Оно и понятно: необходимо устраивать свою начавшуюся взрослую жизнь, а она дорожает, растут не только требования, но и реальные расходы.

Не стоит забывать, что и во времена советских экономических подвигов и больших строек многие приходили на заводы-фабрики только ради заработка и не задерживались там надолго. Чтобы удержать текучесть, гиганты советской промышленности вынуждены были идти на большие социальные обязательства: бесплатное жильё, место в детском саду, гарантированная путёвка в Крым и т. д.

Сегодня основную массу работодателей составляют мелкие и средние компании, которые при всём желании не могут брать на себя такой груз социальной ответственности. Как правило, всё ограничивается социальным пакетом, гарантированным государством, в лучшем случае предоставлением места в корпоративном детском саду и льготными займами на жильё, которые ещё надо будет возвращать.

Как отметила Ольга Павлова, отделочники и мастера сухой стройки при желании могут зарабатывать вполне достойные деньги, но есть профессии в отрасли ЖКХ, заработки в которых настолько низки, что даже не стоит тратить усилий на агиткампанию.

«Учиться туда не идут, и так будет до того момента, пока заработная плата не будет повышена, – считает она. – Если департамент строительства, транспорта и ЖКХ предпримет усилия, работая с управляющими компаниями по повышению зарплаты, то мы подключаемся и ведём агитацию. Если нет, то агитировать будет бесполезно и дальше будет только ухудшение ситуации».

Впрочем, нынешняя экономическая ситуация с неизбежной оптимизацией и сиквестированием расходов особо амбициозных кандидатов тоже заставит умерить аппетиты. Новая приёмная кампания заявок от работодателей стартует в феврале. До этого времени они должны прислать свои заказы на специалистов и подумать, кому и сколько готовы платить. Если, конечно, продолжат свою деятельность к тому моменту. 


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×