Размер шрифта:
Изображения:
Цвет:
26 июня 2015, 15:34
 Катерина Шаронова 6152

«Чёрная курица», или История детского одиночества

Белгородский государственный театр кукол представил новый спектакль, посвятив его Году литературы в России

«Чёрная курица», или История детского одиночества Фото Владимира Юрченко
  • Катерина Шаронова
  • Статья

Премьера вне сезона собрала полный зал в Белгородском государственном театре кукол. Волшебную сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» поставил заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виктор Климчук. В её основе – пьеса Иосифа Ционского по мотивам фантастической повести Антония Погорельского.

Петербург начала XIX века. На кулисах проступают силуэты кораблей. Портальчик на сцене – пространство пансиона для мальчиков. Синий свет прожекторов сменяет алый. Горят огоньки старинных миниатюрных канделябров. Здесь разворачивается история чудесного мальчика Алёши (марионетка), оставленного родными и спасшего своего единственного друга, курицу Чернушку, от смерти. За доброту и милосердие ему открыли тайну – Чернушка на самом деле министр подземного королевства, существующего по ту сторону реальности. Сам король даровал ребёнку конопляное семечко, позволяющее Алёше отвечать любой урок без малейших усилий. И взял с него слово, что он не раскроет их тайны. Успех без труда ослепил мальчика, разрушив свет внутри него. Трагедия случится неизбежно.

Что есть душевная дисгармония ребёнка? Что происходит с детьми, когда о них забывают? И довольно страшный финал спектакля как ответ – мальчик во власти фантасмагорий, в состоянии пограничья. В горячечном бреду к нему приходят старухи-голландки (ростовые куклы), попугай, кот (планшетные куклы) и жестоко разящие мечами рыцари в блестящих латах (живой план), возникает силуэт Чернушки (живой план) как напоминание о совершённом.

Три года до премьеры

В мае 2012-го белгородская труппа отправилась в Сербию – там на международном фестивале наши актёры показали спектакль «Аистёнок и пугало». И там же художественный руководитель БГТК, заслуженный работник культуры Республики Саха (Якутия) Наталья Репина познакомилась с Виктором Климчуком, председателем жюри. Наталья Мефодиевна заинтересовалась творчеством белорусского режиссёра, много читала о нём и через время отправилась в Витебск оценить спектакли театра «Лялька», который он основал. К слову, уже о многом говорят постановки его репертуара – по произведениям Шекспира, Боккаччо, Пушкина, Гоголя, Чехова, белорусского классика Владимира Короткевича…

«Очень любопытен метод работы Виктора Игнатьевича с актёрами – он формулирует для них задачу, которая предполагает выполнение конкретных заданий к каждой репетиции и в большей степени самостоятельное выстраивание образа. Мне хотелось, чтобы этот режиссёр поработал с нашими кукловодами. И переживала, как всё пройдёт, ведь такой формат им предстоял впервые. Россия, Украина, Сербия, Польша, Болгария… – Климчук ставит в разных странах, график его насыщен. Неудивительно, что только три года спустя ему удалось прибыть к нам и создать «Чёрную курицу», – комментирует Наталья Репина.

Первоначально для постановки в Белгороде обсуждали другой материал. Но остановились всё же на сочинении Антония Погорельского. Первую авторскую сказку для детей в истории русской литературы, «Чёрную курицу», Погорельский написал для своего племянника Алёши Толстого, будущего русского классика. Написал под влиянием немецкого романтизма, Гофмана прежде всего. Специально для театра кукол её инсценировал советский драматург Иосиф Ционский.

Режиссёр Виктор Климчук.
Режиссёр Виктор Климчук.
Фото Владимира Юрченко

Каждый спектакль – эксперимент

В день премьеры «Чёрной курицы», 20 июня, режиссёр спектакля ответил на вопросы «БелПрессы».

– Виктор Игнатьевич, насколько я знаю, к фантастической повести Погорельского вы впервые обратились 25 лет назад, поставив «Чёрную курицу» со своей витебской труппой. И с тех пор она вас не оставляет. Почему?

– Потенциал произведения Погорельского таков, что режиссёры, особенно театров кукол, будут возвращаться и переосмысливать. Первый мой спектакль существовал совершенно в иной форме, чем он существует сегодня – куклы были планшетными и большие ростовые, гораздо больше живого плана. Со временем мне стало казаться, что из-за этого что-то теряется. И я начал искать другое выражение для своей концепции. Возникла другая версия «Чёрной курицы». В Белгороде – ещё одна. Понятно, что во многом она зависела от художника-постановщика – мы работали с белгородским автором Александром Хижняковым. Встретившись с ним, я сразу обозначил, что преобладать должны марионетки.

– Вы ученик легендарного Сергея Образцова. И, с одной стороны, продолжаете его традицию, с другой – постоянно экспериментируете.

– Скажем, Образцов говорил: если вы решили делать постановку с тростевыми куклами, то все куклы должны быть только тростевыми. Если с перчаточными – только перчаточные. Сейчас другое время – время тотального театра. Всё синтезируется из всего. Здесь главное, чтобы художник обладал вкусом. У театра кукол больше выразительных средств, чем у многих других видов искусства. И он очень много ищет, находит и представляет публике. Выше него я ставлю только музыку и балет.

Сегодня каждый спектакль должен быть экспериментом. Мы должны придумать то, чего не было до нас. И претворить это в оригинальной форме. Сделать так, чтобы наш зритель что-то открыл для себя, что-то осознал или переосмыслил. Успех обязательно приходит тогда, когда это удаётся.

– А как вы определяете адрес белгородского спектакля?

– Я ориентировался на детей 5–6 лет в первую очередь. Но назвал бы «Чёрную курицу» хорошим спектаклем для семейного просмотра. Замечательно, если после представления родители обсудят с детьми его темы и конфликт.

– В одном из интервью вы упомянули о психотерапевтическом эффекте спектакля «Мальчик-звезда» по сказке Оскара Уайльда, рассказав реальную историю, как он помог обрести гармонию в отношениях между родителями и их ребёнком. У «Чёрной курицы», по-вашему, есть такой потенциал?

– Безусловно. Я уже упомянул о сложной проблематике произведения. Совершён грех – мальчик возгордился. А его гордыня привела к предательству жителей подземного королевства. Человеку, который оступился, порой бывает сложно остановиться. И каждый из нас рано или поздно оказывается перед выбором: Что важнее: сиюминутный успех или независимо от обстоятельств оставаться человеком? Вот к каким мыслям обращает этот спектакль, вот что стоит обсуждать.

Дети придут – и станет легче

Александр Хижняков  создал пять кукол Алёши. В сцене спасения Чернушки от Тринушки на заснеженный птичий двор выходит мальчик в шапочке и тулупчике. В часы уроков он предстаёт в ученическом костюмчике. Перед директором пансиона и гостями – в праздничном голубом камзольчике и белом парике с буклями и косицей. Ко сну готовится рыжеволосый ребёнок в ночной рубашке… Есть и ещё одна кукла героя – без нитей. От кукле к кукле, кажется, неуловимо меняется выражение лица персонажа: от милого, доброго, по-детски застенчивого до надменного, самовлюблённого, а в финале – растерянного, отчаянного. Во многом такое наше восприятие формирует сюжетный контекст, световая (художник по свету – Борис Рындин) и музыкальная (автор – известный белорусский композитор Олег Залетнёв, звукорежиссёр – Наталья Сиухина) партитуры. И, конечно, мастерство кукловода – оживляет Алёшу Светлана Щебенькова.

Климчук, говоря о центральной фигуре спектакля – Алёше, скажет, что у его кукловода должна быть особая психофизика – издёрганная, изломанная, нервная. И актриса очень долго шла к этому. Искала её в себе, пока не присвоила все мотивы своего героя. Но понадобится ещё время, чтобы всё до конца осознать.

«Для меня эта роль особая. Очень важная. И крайне сложно далась мне. Во-первых, марионетка – очень непростая кукла. В случае с ней объектов твоего внимания куда больше. И нужно было перестроиться от одной системы кукол к другой. Во-вторых, работаю над «Чёрной курицей», а внутри всё переворачивается. Все дети разъехались, а Алёша остался. Вот это одиночество ребёнка страшно. Нельзя бросать детей. Они всегда должны быть рядом с нами, должны знать, что любимы. С ними надо разговаривать, их нужно чувствовать, их нужно понимать. Чтобы они не были предоставлены сами себе и не потерялись в пути, не попали на ложную тропку. А если подобное произошло, вина на нас, взрослых: не подсказали, не услышали, не поддержали. Сейчас перед первым показом у меня дрожат руки, но дети придут – и станет легче. Их реакция очень помогает», – делится Светлана Щебенькова.

«Чёрная курица» Виктора Климчука войдёт в репертуар нашего театра кукол, став одним из лучших его спектаклей. А уже осенью в рамках Международного фестиваля театров кукол «Белгородская забава» мы увидим ещё одну из постановок белорусского режиссёра – «Чёрного монаха» по повести Чехова.


Ваш браузер устарел!

Обновите ваш браузер для правильного отображения этого сайта. Обновить мой браузер

×